Проживание выбора

Oct 18, 2012 12:37


«Флаэртиана», 12-я по счёту, закончилась 15 октября. О её программе и организации будет ещё сказано много слов профессиональными критиками. Но фестиваль - лишь самая макушка айсберга, нижние слои которого нарастают и ширятся круглый год, изо дня в день вот уже несколько лет. И сегодня уже кажется, что если отсечь эту работу, то «Флаэртиана» будет если не совсем бессмысленной тусовкой для узкого круга ценителей «другого» кино, то уж точно превратится в событие из разряда «ещё один какой-то там фестиваль». Начался - немного пошумел - закончился. И так - до следующего года, как великое множество иных «культурных проектов», которые без кавычек написать рука не поднимается.



Проект «Вуз-Флаэртиана» и связанная с ним круглогодичная деятельность «Пермкино» насыщает глубинным смыслом всю «движуху» вокруг фестиваля. Документальное кино показывают в школах и вузах, превратив экранное действо в мощный инструмент образовательной технологии нового типа.
«Фильм здесь важен не как произведение искусства, а как материал, с помощью которого аудиторию можно подвести к размышлениям о героях фильма, и глубже - о себе. С помощью таких обсуждений тьюторам удаётся выяснить «болевые точки» каждого отдельного коллектива и попытаться развязать эти внутренние узлы», - полагает президент МКФ «Флаэртиана» Павел Печёнкин. Кажется, сегодня он больше увлечён именно этим направлением работы и уже не может говорить «просто» о фестивале: даже на церемонии торжественного открытия «Флаэртианы-2012» Печёнкин постоянно переводил разговор на тему медиаобразования.



«Вуз-Флаэртиана» - это конкурс дискуссионных кинопрограмм. Участники конкурса - школьники, студенты, аспиранты, преподаватели. Они формируют программу, проводят показы и обсуждение документальных фильмов в своих школах и вузах. В таких обсуждениях документальное кино становится инструментом обучения, развития и воспитания личности. На основе просмотров документальных фильмов специалисты по медиаобразованию (тьюторы) проводят дискуссию, обсуждая важные для аудитории проблемы и пытаясь найти их решение.

«Вуз-Флаэртиана» в 2009 году охватила семь пермских вузов. Уже в следующем году к ним присоединились ещё два, а тьюторских программ стало 15. С 1 по 10 октября 2012 года в восьми вузах и восьми школах Перми прошли уже 30 кинопрограмм и 66 кинопоказов.



Само тьюторское сопровождение образовательных процессов в классических системах (скажем, в Оксфорде) применяется уже лет 300, но для нас пока внове. Краткий период комсоргов и замполитов остался позади, и в «романе воспитания» образовались громадные лакуны. Школьников натаскивают на ЕГЭ, студентов готовят к сдаче сессии и диплома, тем временем жизнь как таковая остаётся для них terra incognita. В рамках существующих методик и стандартов нет места поискам ответов на вопросы о жизни и смерти, справедливости, милосердии, чести и совести, человеческих отношений, умения делать выбор. Вот почему на иных программах «Вуз-Флаэртианы» подростков и студентов «прорывает» так, что тьюторы едва справляются с хлынувшим водопадом эмоций.

Вот, например, программа «Чёрный одуванчик: помочь-принять-понять», представленная в педагогическом университете и посвящённая проблемам людей с неизлечимыми болезнями и их трудностям. Модератор дискуссии предложила одной из зрительниц пройтись по знакомым коридорам вуза с завязанными глазами. После эксперимента девушка поделилась своими впечатлениями со слезами на глазах, рассказав, что впервые почувствовала себя настолько беспомощной.

Или программа, посвящённая наркомании, прошедшая в сельхозакадемии. Тьюторы не без труда помогли аудитории разобраться, почему наркотики как обезболивающее средство для тяжелобольных людей - это хорошо, а в остальных случаях - плохо.

На кинопрограммах «Вуз-Флаэрти­аны» зрители и тьюторы пытались понять, есть ли счастье и в чём оно заключается? Хорошо ли живут в России дети, и как сделать так, чтобы жили лучше? Как развивать в себе сострадание и помогут ли в этом социальные сети? Нужна ли людям правда о войне? Какова судьба страны и наше место в ней? Множество вопросов, чёткие ответы на которые и есть составляющие зрелой личности.

Пожалуй, центральным из программ нынешней «Вуз-Флаэртианы» стал вопрос выбора. Выбора профессии, самоопределения и самореализации.



«Когда-то в детстве мы мечтали стать кем-то великим, важным и известным. В подростковом возрасте столкнулись с проблемой: как воплотить в жизнь свою мечту при существующих жёстких ограничениях? Не нужно миру столько космонавтов, поэтов, великих художников, первоклассных врачей. Мир предлагает взрослеющему человеку скромно занять своё небольшое место в паутине социальных ролей», - рассуждают авторы программ, касающихся проблемы выбора. Как правильно выбрать профессию? Как добиться успеха и всем ли это нужно? Есть ли возможность стать успешным в собственном городе или для этого непременно нужно уезжать «в Москву и далее»? В конце концов, что такое вообще успех: деньги, власть, слава или что-то другое?

В этих вопросах, как в клетке, заперт сегодня почти каждый современный выпускник. Удивительно, как раскрывались при обсуждении этих вопросов участники программ.

«Ни родителям, ни учителям не скажешь, что этот выбор - страшен, он пугает», - признаётся старшеклассник. «У меня, кажется, всё плохо, я не могу назвать себя личностью», - переживает школьница-подросток...

Неужели подростки и студенты сегодня действительно не имеют площадок, на которых можно вести разговоры на такие темы? Похоже, что нет. Впрочем, у самих специалистов «Пермкино» по этому поводу к представителям сферы образования претензий нет.

Тьюторское сопровождение должны осуществлять не педагоги. «Процесс обучения» сегодня довольно жёстко регламентирован, в головах у преподавателей «сидят» схемы, которые часто мешают преодолеть барьеры в обычном диалоге.

«Педагогам трудно отказаться от принятых моделей поведения. Это ни в коем случае не упрёк профессионалам - каждый должен заниматься своим делом. Учитель должен учить, социальный работник должен заниматься социальной работой, режиссёры должны снимать кино. А вот работой со зрителем должны заниматься тьюторы», - поясняет руководитель отдела медиаобразования «Пермкино» Ольга Ахметзянова. В задачи тьютора входит формирование нестандартной, индивидуальной для каждой аудитории, технологии ведения дискуссии. Тьютор должен улавливать весьма тонкую материю - актуализацию смыслов в аудитории. Понимать, о чём хочет говорить аудитория, что её волнует в данный момент, а не «дать установку правильного поведения».



В команде тьюторов при «Пермской синематеке» около 50 человек. Среди них есть химики, математики, физики, биологи, психологи, но «профессиональная ориентация» не так важна. Ключевые качества тьютора - открытость, готовность общаться с очень разными людьми, умение принимать любого человека таким, какой он есть, уважать его природу и не пытаться её ломать.

«Проговаривая, проживая, беседуя друг с другом, люди многое осознают, задумываются о чём-то важном. Происходит глубокое переосмысление ценностей», - говорит Ольга Ахметзянова.



Чем сейчас занят ваш ребёнок? Давно ли он встречался с одноклассниками «вживую» или общается с ними только в социальных сетях? Какие у него мечты? О чём он думает, когда остаётся наедине? Лучший способ узнать его поближе - поговорить с ним. И если разговор по каким-то причинам не сложится - не стесняйтесь. Сходите на тьюторскую программу вместе. Даже когда кажется, что выхода нет, по крайней мере вход - свободный. А там, глядишь, и выход найдётся.

Авторы: Ксения Бабикова, Валерий Мазанов

Источник: nk.perm.ru

документальное кино, медиапрактика, студенческие программы, Флаэртиана 2012, кино в Перми, ВУЗ-Флаэртиана, детская Флаэртиана, Флаэртиана-Профессионал, Ольга Ахмедзянова, медиаобразование, Флаэртиана-Социум

Previous post Next post
Up