В комментариях к
посту kireev задали вопрос: каким путём пошла бы Россия, если бы не было аннексии Крыма и последующего за ним «обвального роста» рейтинга Путина? Попробовал ответить:
Ещё в 2012 году началось вялотекущее закручивание гаек: «закон Димы Яковлева», законы об иноагентах, о блокировках сайтов и т.п. На фоне приближения к федеральной кампании при низких рейтингах ЕР и Путина (которые бы ещё сильнее упали после 2014 из-за снижения цен на нефть и девальвации рубля) репрессивных законов стало бы ещё больше. Многие из них касались бы и выборов (включая усложнение регистрации кандидатов и партий), просто даты были бы несколько иными, чем в реальности, но к началу кампании бы успели.
Выборы в ГД прошли бы по сценарию, близкому к реальному, только явка была бы ещё ниже, а официальный процент за ЕР по спискам стремился бы к 40%. За счёт одномандатных округов ЕР гарантировала бы себе большинство, возможно даже, что конституционное (очень напоминает ситуацию перед предстоящими выборами). Разница с реальным сценарием - 5-я партия получила бы госфинансирование (Яблоко или Коммунисты России, возможно также, что выжила бы ГП Прохорова), несколько кандидатов от либеральной оппозиции (выдвинувшись от Яблока, ГП или ПАРНАС) смогли бы избраться по округам. Тут главное - смог ли бы Навальный в конце концов договориться с Касьяновым, если да, то в ГД могли оказаться близкие к нему политики вроде Яшина.
В 2017 году уровень доверия Путину балансировал бы на уровне 50% (в 2014 выше 60%, в 2015-2016 в районе 55%), но в отсутствие сильных оппонентов победа в первом туре была бы неизбежна. Задача для АП - отсечь всех потенциально ярких оппонентов (читай Навального) и создать иллюзию безальтернативности. Естественно, никакой Грудинин бы не выдвинулся, а от КПРФ всё тот же Зюганов. В игре и вечный Жириновский, от «либералов» опять Прохоров и/или Явлинский, Миронов бы поддержал Путина. Путину бы натянули 60% по официальным результатам, по реальным было бы ниже 55%, но явно победа в первом туре, то есть плюс-минус сценарий-2012.
Ключевой вопрос - что было бы дальше. Если бы в 2018-2019 году падение рейтингов бы продолжилось (а если всё равно реализовали бы пенсионную реформу примерно в те же сроки, что в реальности, впервые в истории у Путина мог бы появиться отрицательный баланс доверия даже по официальной социологии), всерьёз встала бы тема транзита власти. Естественно, идти на обнуление в такой обстановке было бы слишком рискованно, поэтому Путин начинает давать понять, что баллотироваться в 2024 не будет, и начинается гонка преемников. Фавориты - Медведев (если остаётся в обойме), Собянин, кто-то из силовиков и кто-то из «ближнего круга» типа Дюмина. Ну и, как и в 2006-2007, в публичном поле мельтешит (хоть и менее явно из-за снизившихся рейтингов) тема изменения/нарушения Конституции ради третьего срока подряд, но Путин от неё настойчиво отбрехивается.
Вариант - обнуление изначально не планируется, но ВНЕЗАПНО пандемия коронавируса, власть понимает, что условия необъявленного ЧП - самый удачный момент втихаря провести «реформу», и где-то в мае 2020 (важно, что ещё до снятия большинства ковидных ограничений) быстро голосуются поправки, дающие право Путину баллотироваться в 2024. Естественно, никакого «голосования» не предполагается, эпидемиологическая обстановка же. В реальности боятся того, что «пойдёт не по плану», оппозиция-то в этом сценарии всё равно сильнее, чем в реальном за счёт более низкого рейтинга Путина. Параллельно проводятся изменения в избирательное законодательство, резко усложняющие наблюдение и упрощающие фальсификацию выборов (включая и многодневное голосование), а то и вовсе сводящие выборы к «белорусскому варианту».