10 выставок, которые стоит посетить этим летом

Jun 01, 2016 10:10

Шедевры Иеронима Босха и Караваджо, Жана Тэнгли и Веласкеса, Эль Греко и Мурильо, Мастера Теодорика и Жоржа Девалье, Анри Руссо и Пауля Клее, Хоакина Сорольи и Льва Бакста на главных художественных выставках этого лета в европейских музеях.





Иероним Босх
Мадрид, Испания
Museo del Prado
31 мая - 11 сентября 2016 года
www.museodelprado.es

Крупнейшая выставка Босха в истории человечества. По случаю 500-летия со дня смерти художника впервые удалось собрать вместе сразу три десятка его работ. Это невероятно много - три четверти всего, что сохранилось от Босха. Шесть шедевров Босха из собственного собрания Прадо дополняют ключевые произведения из других музеев, в том числе триптих «Искушение святого Антония» из Лиссабона и триптих «Страшный суд» из Брюгге. Триптих «Дорога жизни» вообще заново составлен воедино из четырех частей, хранящихся ныне в четырех разных музеях, причем одной из створок триптиха стал знаменитый «Корабль дураков» из собрания Лувра. Всего на выставке представлены 24 живописные работы Босха, в том числе шесть триптихов, восемь рисунков Босха и два десятка работ последователей и подражателей. Еще две работы Босха - вторая версия «Увенчания терновым венцом» и вторая версия триптиха «Воз сена» - одновременно экспонируются на отдельной выставке в монастыре Эскориал под Мадридом.



Иероним Босх «Сады земных наслаждений», 1500-1510, Прадо, Мадрид.



Иероним Босх «Искушение святого Антония», 1500-1505, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.



Иероним Босх «Воз сена», 1510-1516, Музей Прадо, Мадрид.



Иероним Босх «Иоанн Богослов на острове Патмос», 1504-1505, Берлинская картинная галерея, Берлин.



Иероним Босх «Увенчание терновым венцом», около 1510 года, Национальная галерея, Лондон.



Иероним Босх «Корабль дурков», 1500-1510, Лувр, Париж.



Иероним Босх «Иоанн Креститель», 1490-1495, Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид.



Иероним Босх «Страшный суд», 1495-1505, Музей Грунинге, Брюгге.

Караваджо и художники севера
Мадрид, Испания
Museo Thyssen-Bornemisza
21 июня - 18 сентября 2016 года
www.museothyssen.org

Большая выставка, исследующая влияние Караваджо на голландское, фламандское и французское искусство, откроется в Мадриде почти одновременно с выставкой Босха. Среди прочего здесь покажут сразу 12 полотен самого Караваджо. Для художника такого масштаба это тоже очень много - примерно пятая часть всего творческого наследия. Причем привезут такие шедевры как, например, «Жертвоприношение Авраама» из Галереи Уффици или «Музыканты» из Музея Метрополитен, где изображены, как принято считать, юные любовники Караваджо, имевшего при жизни весьма скандальную репутацию.



Караваджо «Жертвоприношение Авраама», 1603, Галерея Уффици, Флоренция.



Караваджо «Иоанн Креститель в пустыне», 1602, Nelson-Atkins Museum, Канзас.



Караваджо «Давид с головой Голиафа», 1510-1516, Музей Прадо, Мадрид.



Караваджо «Святая Екатерина», 1498-1499, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.



Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей», 1493-1495, Фонд Роберто Лонги, Флоренция.



Караваджо «Музыканты», 1596-1597, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.



Маттиас Стом «Бичевание Христа», около 1640 года, частное собрание.

Жан Тэнгли
Дюссельдорф, Германия
Museum Kunstpalast
23 апреля - 14 августа 2016 года
www.smkp.de

Крупнейшая за последние десятилетия ретроспектива основоположника кинетического искусства и вообще одного из важнейших скульпторов XX столетия. Больше сотни скульптур от ранних кинетических опытов до гигантских механических инсталляций последних лет жизни мастера. Разумеется, все скульптуры движутся. После Дюссельдорфа выставка Жана Тэнгли переедет в Амстердам, где ее можно будет посмотреть с 1 октября 2016 года по 5 марта 2017 года.



Жан Тэнгли. Le cyclograveur, 1960, Кунстхаус, Цюрих.



Жан Тэнгли. Elément détaché III, 1954, Музей Стеделийк, Амстердам.



Жан Тэнгли. Große Méta-Maxi-Maxi-Utopia, 1987, Музей Жана Тэнгли, Базель.

Император Карл IV
Прага, Чехия
Valdštejnská jízdárna
15 мая - 25 сентября 2016 года
www.ngprague.cz

По случаю 700-летия со дня рождения чешского короля и императора Священной Римской Империи пражская Национальная галерея собрала по всему миру артефакты, связанные с легендарным правителем. Вообще впервые в истории в Прагу вернулась корона, которой Карл IV короновался императором Священной Римской Империи. Корону изготовили пражские мастера специально для коронации, с тех пор она почти семь столетий украшала реликварий Карла Великого в сокровищнице Ахенского собора. Одновременно из Генуи привезли мраморное надгробие бабушки Карла IV императрицы Маргариты Люксембургской работы Джованни Пизано, одного из ключевых скульпторов итальянского Возрождения. Разумеется, привозные реликвии обильно дополнены шедеврами средневекового искусства из чешских собраний. После Праги выставка переедет в Нюрнберг, где ее можно будет посмотреть с 20 октября 2016 года по 5 марта 2017 года.



Корона императора Священной Римской Империи Карла IV, Прага, около 1349 года, сокровищница Ахенского собора, Германия.



Вотивный образ архиепископа Яна Очко, около 1371 года, Национальная галерея, Прага.



Збраславская мадонна, 1345-1350, костел святого Иакова в Збраславе, Прага.



Мастер Теодорик «Святая Екатерина», 1360-1364, Часовня святого Креста, Карлштейн.



Перчатка Карла IV, Прага, середина XIV века, Нойштадт-ан-дер-Вальднаб, Бавария.



Чаша, Константинополь, конец X века - начало XI века, сокровищница собора святого Марка, Венеция.

Жорж Девалье
Париж, Франция
Petit Palais
15 марта - 17 июля 2016 года.
www.petitpalais.paris.fr

Вообще первая большая выставка совершенно забытого ныне французского художника первой половины XX века. Несмотря на потрясающую живописную манеру, Жорж Девалье надежно затерялся среди своих более именитых современников. В постоянной экспозиции парижского Орсэ, например, выставлена всего одна его работа, остальное обычно хранится в запасниках. Редкий шанс обстоятельно познакомиться с творчеством весьма и весьма примечательного живописца.



Жорж Девалье «Греция», 1910, Музей Орсэ, Париж.



Жорж Девалье «Христос у колонны», 1910, Музей Орсэ, Париж.



Жорж Девалье «Геракл в саду Гесперид», 1913, Музей Орсэ, Париж.



Жорж Девалье «Лучники», 1895, Музей Орсэ, Париж.

Анри Руссо
Париж, Франция
Musée d'Orsay
22 марта - 17 июля 2016 года
www.musee-orsay.fr

Большая ретроспектива одного из основоположников примитивизма и наивного искусства. Среди прочего из Нью-Йорка привезли последнюю большую картину Анри Руссо «Сон», которая была впервые выставлена на Салоне независимых всего за несколько месяцев до смерти художника. После Парижа выставка в несколько урезанном виде перебазируется в Прагу, где ее можно будет посмотреть с 16 сентября 2016 года по 15 января 2017 года.



Анри Руссо «Сон», 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк.



Анри Руссо «Автопортрет с палитрой», 1890, Национальная галерея, Прага.



Анри Руссо «Заклинательница змей», 1907, Музей Орсэ, Париж.

Пауль Клее
Париж, Франция
Centre Pompidou
6 апреля - 1 августа 2016 года
www.centrepompidou.fr

Крупнейшая за последние почти полвека ретроспектива одного из ключевых художников XX столетия. В общей сложности более 250 работ, главным образом, из собрания Центра Пауля Клее в швейцарском Бёрне. Этой выставкой Центр Помпиду пытается заново переосмыслить творчество Пауля Клее и его место в истории искусств.



Пауль Клее «Будуар», 1922, Центр Пауля Клее, Бёрн.



Пауль Клее «Изобилие», 1939, Центр Пауля Клее, Бёрн.



Пауль Клее «Создатель», 1934, Центр Пауля Клее, Бёрн.

Хоакин Соролья
Живерни, Франция
Musée des impressionnismes Giverny
14 июля - 6 ноября 2016 года
www.mdig.fr

Сразу 120 полотен главного представителя импрессионизма в испанском искусстве и, пожалуй, вообще самого выдающегося испанского художника в промежутке между Гойей и Пикассо. Кто не успеет посмотреть ретроспективу Хоакина Сорольи в Мюнхене, где она работает до 3 июля, может наверстать упущенное в Музее импрессионизма в Живерни. Если вы никогда раньше не слышали это имя, вас ждет совершенно невероятное открытие.



Хоакин Соролья «Маленькие амфибии», 1903, Художественный музей Филадельфии.



Хоакин Соролья «Возвращение с рыбалки», 1894, Музей Орсэ, Париж.



Хоакин Соролья «Мать», 1895-1900, Музей Хоакина Сорольи, Мадрид.



Хоакин Соролья «Несчастное наследство», 1899, собрание Bancaja Foundation.



Хоакин Соролья «Рыбаки из Валенсии», 1895, собрание Broere Charitable Foundation.

Золотой век испанского искусства
Берлин, Германия
Gemäldegalerie
1 июля - 30 октября 2016 года
www.smb.museum

Довольно обстоятельный, судя по всему, разбор важнейшего периода в истории испанского искусства. Много Веласкеса из собрания Прадо и «Святой Мартин и нищий» кисти Эль Греко из Вашингтона. Плюс Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо и не очень известный за пределами Испании скульптор Грегорио Фернандес. В общей сложности более 150 произведений. После Берлина выставка переедет в Мюнхен, где ее можно будет посмотреть с 25 ноября 2016 года по 26 марта 2017 года.



Диего Веласкес «Музыканты», 1616-1620, Берлинская картинная галерея, Берлин.



Диего Веласкес «Придворный карлик с книгой», 1635, Музей Прадо, Мадрид.



Диего Веласкес «Марс», около 1641 года, Музей Прадо, Мадрид.



Эль Греко «Святой Мартин и нищий», 1597-1599, Национальная галерея, Вашингтон.



Бартоломе Эстебан Мурильо «Ecce Homo», 1670, Музей изобразительных искусств, Мурсия.

Лев Бакст
Москва, Россия
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
7 июня - 4 сентября 2016 года
www.arts-museum.ru

По случаю 150-летия со дня рождения выдающегося русского художника Пушкинский музей попытался собрать вместе вообще всего Бакста. Как минимум, театральные эскизы Льва Бакста точно никогда прежде не демонстрировались в таком количестве. Хотя именно костюмы и декорации для «Русских сезонов» Сергея Дягилева принесли художнику мировую известность. Хрестоматийные шедевры из собрания Русского музея, разумеется, тоже присутствуют.



Лев Бакст «Древний ужас», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург.



Лев Бакст «Ужин», 1902, Русский музей, Санкт-Петербург.



Лев Бакст «Элизиум», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург.



Лев Бакст. Эскиз костюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1912 год.



Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» («Египетские ночи»). 1909 год.



Лев Бакст. Эскиз костюма Беотийца к балету «Нарцисс» Николая Черепнина. Около 1911 года.



Лев Бакст. Эскиз костюмов двух Беотиек к балету «Нарцисс» Николая Черепнина. Около 1911 года.

Перечень выставок отражает мои личные предпочтения и не претендует на объективность. То есть это выставки, на которые я сам либо точно собираюсь поехать посмотреть, либо очень хотел бы поехать. Текст проиллюстрирован исключительно произведениями, которые представлены на упомянутых выставках (хотя ошибки, разумеется, возможны).

лучшие выставки, выставка, десятка

Previous post Next post
Up