Не знаю я ни одного человека, живущего в Словении, который ни разу не проезжал бы по этой дороге мимо.
Мимо едут в Горицу, Брда и итальянский Видем и Палманову. По холмам разбросаны деревеньки, тут и там виднеются церквушки, но кого они интересуют...
Мне кажется, до меня это дошло в крохотном английском Ironbridge - то, что если ты хочешь узнать страну или хотя бы немного её почувствовать, стоит отъехать подальше от широко известных достопримечательностей, и уж тем более - от больших городов и от толп туристов.
Только вот же беда - когда я писала здесь о любимых Штаньеле и том Шмартно, что в Брдах, туристов там ещё не было, а сейчас порой не протолкнуться.
Это здорово, и я очень рада, что всё так, но сама я теперь жду поздней осени и зимы, чтобы опять пошляться по тем любимым узким улочкам. Любовь для меня - чувство весьма интимное, толпы оно не переносит.
И поехали мы вчера в Випавский Криж.
Вполне понятно, что въезд в городок разрешён только там живущим, для гостей вполне хватает места на бесплатной парковке у главных ворот.
Не, ну вообще про Випавский Криж же знаете, да? Видели?
Не заметить его нельзя - расположен он на самом верху холма, на 183 метра возвышаясь над Випавской долиной, и, конечно, был очень важным местом.
Никто вроде бы не знает, когда точно здесь начали селиться люди - ещё до прихода римлян люди здесь жили, а во времена Римской империи здесь была проложена дорога из Аквилеи в Эмону (нынешнюю Любляну), и поселение, конечно, стало расти.
В письменных источниках Випавский Криж впервые упоминается в XIII веке под именем Villa Crucis - 29 ноября 1252 года герцог Бернард Спанхейм (оставшийся в словенской истории Бернардом Корошским) передал деревеньку аббатству Рожац (Rožac), что в том Чедаде, который в русском языке имеет итальянское название Чивидале-дель-Фриули. Кстати, именно это аббатство в ту пору владело и многими деревеньками в Горишких Брдах.
А уже потом появились и крепостные стены, и всё остальное, Villa Crucis стала называться Sveti Križ (Святой Крест), да так и оставалась Светым Крижем, пока её в 1955 году не переименовали в Vipavski Križ, но историей я постараюсь вас не напрягать чрезмерно. Если смогу, конечно...
Осень - пора особая, время украшать окошки и калитки, если хочень хорошего урожая и в будущем году.
Випава - долина виноделов, винные погреба есть повсюду, и Криж, конечно, не исключение - все склоны холма покрыты виноградниками.
Именно здесь, на этом самом месте, в последнее воскресенье ноября 1563 года, проповедовал Примож Трубар - один из основателей словенской культуры, сохранивший и развивший словенский язык.
В то время в Словению начали постепенно проникать протестантские идеи, которые и стал вскоре проповедовать весьма увлекшийся ими Примож Трубар.
Чтобы простой народ проникся новыми идеями как можно скорее, богослужения проводились на словенском языке. В 1547 году Трубар открыто перешёл на позиции лютеранства и, конечно, за это богунеугодное деяние очень скоро был выслан из Словении. Ему пришлось переехать в Германию , и именно там Трубар издал первые печатные словенские книги - "Abecednik" (Азбука) и "Малый катехизис". Он перевёл на словенский язык Новый Завет, книги Мартина Лютера , Эразма Роттердамского - в общей сложности 25 различных книг.
Позже по требованию депутатов от сословий Крайны Трубар вернулся в Любляну и в течение нескольких лет был суперинтендантом Словенской протестантской церкви. Но после выхода в 1554 году книги "Словенский церковный устав" , в которой он представил концепцию организации Словенской церкви и школы, Трубар был снова изгнан - теперь уже навсегда. Книга была, конечно, запрещена.
Випавский Криж - интереснейшее место, но многие десятилетия деревенька на холме просто погибала. Точно так, как и многие другие - строения ветшали, государство особо об этом не заботилось, а у людей просто не хватало денег на реставрацию или серьёзные ремонты. Так же погибали Штаньел и Шмартно на Брдах - даже я их помню полуразрушенными.
И я никогда не смогу передать словами, что со мной творится всякий раз, когда возвращаюсь туда и вижу новые перемены, восстановленные дома, ожившие улочки...
Вот и Випавский Криж поднимается.
Иногда вспоминаю один свой разговор с сыном приятельницы - ещё в России - когда я попыталась говорить о том, что все эти старые здания, купеческие и мещанские особняки нашего города нельзя рушить... Молодой и перспективный банковский служащий мне очень аргументированно рассказал о новых временах и прогрессе, о новых требованиях новой жизни, но я так и не поняла до сих пор, отчего все те, кто так хотел прилепить новое лицо на старые улочки, так любят проводить отпуск в Европе, гуляя среди древних камней и очаровываясь ещё живым средневековьем.
Какие-то дома реставрированы полностью, где-то работы ещё идут - Випавский Криж ещё долго будет выздоравливать после стольких лет забвенья.
Конечно, от средневековья остались в основном лишь фасады, внутри это вполне современные, благоустроенные дома.
Но в старых камнях есть особая красота, есть что-то совершенно неуловимое, что-то такое, что притягивает нас.
Ну кому, скажите на милость, интересно гулять по построенным по шаблону современным коттеджным посёлкам, где всё выстроилось по линеечке и подровнялось, как в пионерском лагере советских времён?
Представляете, какая красотень после реставрации будет?
Здесь так приятно пошляться по улочкам - "гасам", как их здесь называют!
А по вечерам, когда стемнеет, повсюду зажигаются лучи подсветки, и вот тогда всё становится сказочным по-настоящему. Очень рекомендую!
Особенно в декабре интересно будет, заранее предупреждаю - стоит ехать))
Если пойти туда, куда показывает стрелка на углу, то выйдете на довольно большую площадь, что и вовсе редко в таких местах.
Это сейчас в Випавском Криже живут всего 172 человека, но ведь в 1532 году имератор Священной Римской империи Фердинанд I присвоил ему звание города, причём в указе было записано "на вечные времена".
Здесь, на площади, стоит капуцинский монастырь св. Франциска, построенный ещё в XVII веке. Славится монастырь своей богатой библиотекой, а ещё тем, что здесь проповедовал не только Примож Трубар, но и родившийся в самом Випавском Криже интереснейший проповедник Янез Светокрижский (при рождении - Тобия Лионелли).
Помните, выше писала про Трубаря и про то, как его изгнали из Словении? Это ж не только его - тут вообще жуть творилась.
Католичество было признано государственной религией, и император Фердинанд II в 1598 году издал указ о выселении из Священной Римской империи всех проповедников и учителей-протестантов.
К делу подошли серьёзно и ответственно - организовали рекатолизационные комиссии, которые в сопровождении военных отрядов объезжали города и села, восстанавливая католичество. В 1596 году в Любляне появились иезуиты, и сразу же активно подключились к борьбе с протестантизмом. Понятно, что вся духовная жизнь страны очень скоро оказалась под полным контролем католической церкви.
Но если бы они боролись только с протестантизмом! Фактически церковь боролась с национальными традициями, уничтожала памятники культуры, сжигала не только протестантские, но и другие книги. Пощадили лишь перевод Библии, сделанный Юрием Далматином в 1584 году.
Вообще книги печатались под церковным контролем сначала в итальянских и немецких городах, а затем и в словенских типографиях. Литература в Словении носила главным образом религиозный характер, и в период этой борьбы представители Контрреформации увидели потребность в книгах на языке народа - именно потому, что прежде книги на словенском языке распространяли протестанты, и книги эти пользовались успехом. На словенский язык начали переводиться латинские и немецкие богослужебные или богословские сочинения, издавались учебные книги и пособия для духовенства. При переводе Недельного евангелия переводчик Янез Чандик опирался на протестантскую языковую традицию, и язык Недельного евангелия стал литературной нормой.
Но вскоре после победы над протестантами католики решили, что трудиться теперь вовсе смысла не имеет и с 1615 года на полвека опять перестали печатать словенские книги - читать следовало исключительно на латинском и немецком языках.
Только в 1672 году вновь появляются религиозные книги на словенском языке. Словенские церковные гимны слагал, кстати, и епископ Томаж Хрен (Хренову улицу в Любляне знаете?).
Так вот, тот самый Тобия Лионелли, который Янез Светокрижский, родился здесь, в этом самом Випавском Криже, в 1647 году. Мама его была словенкой, отец - итальянцем, что всегда частенько встречалось в наших краях. Янезом Светокрижским он стал зваться после принятия монашеского сана в этом самом монастыре.
А знать о нём стоит потому, что был он на самом деле видным проповедником, и с 1691 по 1714 г. издал пять книг проповедей. Его проповеди отличаются образным стилем, живым диалогом, в них не только много примеров из библейских и других церковных книг, но и самые разные притчи, сцены, диалоги из повседневной жизни. Там и народные сказки, и бытовые сценки.
И так получилось, что в книгах проповедей Светокрижского можно найти совершенно уникальные сведения о материальной и духовной жизни словенцев, о безуспешной осаде Вены турками в 1683 г., об эпидемии чумы, о голоде - вообще обо всём, что в ту пору происходило.
Гораздо позже появятся другие книги, в которых будут описаны быт, история и искусство словенцев - труды Мартина Бавчера и Янеза Вальвасора, о которых мы знаем гораздо больше....
Но одной историей сыт не будешь.
Гостильны или ресторана в Випавском Криже пока нет. Есть зато маленький, но удаленький магазинчик, посетить который настоятельно рекомендую.
Во-первых, там можно купить очень вкусные продукты действительно местных производителей. Во-вторых, это не только магазин, но и кафешка - кофе, соки, вино и прочее.
Очень рекомендую панакоту. Очень!!! Не заметить не сможете - в стеклянных баночках во вращающейся стеклянной витрине. И сок Metka, и .... Ладно, не буду ничего навязывать)
И не забудьте полюбоваться тем, что осталось от некогда мощного замка, построенного в XV веке, очередных хозяев которого в XIX "выдула" обычная для Випавской долины буря:
отнесло однажды крышу. Как раз на Новый 1864 год. Хозяева сбежали в Горицу тут же, и больше не вернулись - с тех пор и стоял, бедолага, брошенный.
Кстати, наследнице тех самых графьёв собственность вернули в результате денационализации. Пока её денег хватило на реставрацию совсем небольшого кусочка замка, но уже и это хорошо, правда?
Всё, больше историей грузить не буду. Остальное - картинки. Темнело уже, домой пора было ехать....