Всё-таки о Словении надо читать по-словенски. Не буду судить о том, чего не знаю, но проверила на себе неоднократно - если вас интересует какая-то тема, и вы прочитаете о ней кучу всего, что написано на английском, русском и словенском, вы наверняка обнаружите, что несловенские источники, если даже и не переврали ничего, уж наверняка опустили какую-нибудь очаровательную деталь, совершенно несущественную для представителей великих народов, на тех языках говорящих и мыслящих.
Западная граница Словении окончательно определилась через несколько месяцев после 30-летия окончания второй мировой войны (Озимский договор помните, да?)
Однако, большая часть Словенского Приморья перешла к Югославии намного раньше, уже после подписания Парижского мирного договора, и здесь надо было развивать промышленность. Особенно на Красе - здешний климат хорош разве что для виноделия и производства пршута, а людям надо было дать работу. Идей было много, но как-то так сложилось, что, несмотря на серьёзные сомнения и разделившиеся мнения, в 1954 году решили в Сежане (Sežana) построить завод по производству мопедов. Не мудрствуя лукаво, и имя заводу придумали - ТОМОС. Просто сокращение: TOMOS - TOvarna MOtornih koles Sežana (завод мотовелосипедов Сежана).
Начало строительства пришлось немного отложить - ещё ждали подписания договора о судьбе земель, входивших в зону Б Свободной территории Триест. В октябре 1954, сразу после подписания договора, правительство Словении приняло решение строить завод в Копре. А название так и осталось, только последняя буква теперь означала не Сежану, а Семеделу - когда-то деревню, а теперь уже район Копра.
Начали завод на Семеделе строить. Строили потихоньку - из-за недостатка средств. Кабинет первому директору ТОМОСа, Францу Печару, предоставил винзавод Vina Koper, подобрали более-менее подходящие помещения для производства, тогда же и подписали соглашение с австрийским заводом Puch, а вот денег-то на лицензию не было.
Да, кстати, а вы знаете, что этот самый австрийский завод Puch - тоже словенских рук дело? Тот самый Johann Puch, которого мы по-русски на немецкий манер зовём Иоганном Пухом, на самом деле словенцем был. И звали его Янез Пух. А в австрийском Граце он оказался, поскольку старшего из девяти детей крестьянина из деревни Сакушак (Sakušak) уже в девятилетнем возрасте туда в ученики отдали. Ну да ладно, это уже другая история…
Так вот, в 1954 году хороший урожай помидоров был. Все деньги от экспорта томатного пюре пошли на оплату лицензии, и уже в следующем, 1955 году в Копре произвели 137 мотоциклов Tomos Puch SG 250, 124 скутера и 100 мопедов.
Кстати, кликнув на фотографию внизу, можно увидеть больше подробностей.
Так дело и пошло. Потом появились многочисленные вариации Puch MS 50, известные под общим именем Colibri (Колибри), появились и собственные модели.
В Копре в ту пору не было ни одной семьи, в которой хоть кто-то не работал на ТОМОСе. Порт - это уже потом было….
Новый завод был построен в 1959 году, и на открытие прибыл Иосип Броз Тито. В том же самом, 1959 году первая партия мопедов уехала за пределы Югославии - в Швецию. Потом была Голландия.
Между прочим, до сих пор Голландия считается самым большим и требовательным рынком мопедов TOMOS, хотя популярны они по всему миру - возможно, ещё и потому, что для каждого рынка делается модификация с учётом местных требований.
Есть у ТОМОСа и электрический скутер. Конечно, нашему
E-LITE далеко до супернаносмартджета UJETа имени Чубайса, но и наш совершенно бесшумный, и весьма хорошенький, как мне кажется. И дешевле в четыре с половиной раза - не для лакшери-потребителя, поскольку в наших краях такие практически не водятся.