Екатеринбург (2021)

Aug 08, 2021 20:47




Идея съездить в Екатеринбург у нас родилась относительно внезапно. Жена с детьми поехала в Курган, где живет ее мама и брат, и мы в качестве культурной программы запланировали визит в "столицу Урала". То есть, они выдвигались туда на электричке, а я вылетал из Москвы и присоединялся к ним. Тут-то и проявилось проклятье нашего внутреннего туризма. Привычные по Европе схемы, когда заезжаешь в какую-то точку, снимаешь там жилье на неделю и ездишь по окрестностям в радиусе двух часов пути, у нас не работают. Дорога от Кургана до Екатеринбурга занимает 5 часов, и заезд на один день теряет всякий смысл (по опыту, три часа пути - это предельный вариант, и нужно сильно задуматься, что там можно увидеть за столь короткий визит, и стоит ли это того). Значит нужно планировать ночевку и съем жилья. Впрочем, нас такая перспектива не пугала, и мы присмотрели хостел в самом центре города. Жена заселилась туда днем, а я туда заехал уже ночью.

Для меня визит начался с вылета из Внуково. Из-за удобного времени я взял билеты на Победу. Про особенности этой авиакомпании я был в курсе (ничего нельзя, спинки не откидываются, зато воды можно пить сколько угодно). Из багажа у меня был только кофр с фотокамерой, так что такой расклад вполне устраивал. Да и в целом, там все было весьма неплохо: самолет новый, пространство между рядами довольно большое (с моим ростом коленки в кресло спереди не упирались), погрузку/выгрузку организовали очень оперативно по двум трапам, причем потоки оптимизировали с учетом рассадки. В общем, остался вполне доволен. Ну а дальше аэропорт Кольцово и ночное такси по Екатеринбургу.



Хостел оказался вполне приличным. Собственно нам нужно было где-то провести одну ночь, и наши требования были весьма скромными. Мне он запомнился забавными картинками на стенах.



Расположение у хостела было исключительно удобным - буквально в 50 метрах от пересечения улицы Малышева и улицы Вайнера. То есть, самый-самый центр, и с него-то мы и начали свою прогулку.



Я двинулся было в сторону проспекта Ленина, но жена, которая в Екатеринбурге уже бывала неоднократно, взяла руководство нашим маршрутом в свои руки, и мы пошли в другую сторону. Я обратил внимание на Гулливера около одного из магазинов, а там весьма примечательно и само здание. Это доходный дом купцов Дмитриевых построенный в 1880-е годы.



Улица Вайнера является пешеходной и неофициально именуется "Уральский Арбат". Как и Арбат, она - одна из старейших в городе. Я сразу обратил внимание, что тут очень большое количество, разнообразной уличной скульптуры. Некоторые, композиции довольно нетривиальны. Например, сидящие на парапете "Влюбленные". Этот памятник был поставлен тут к 285-летнему юбилею города (автор - София Прохоренко).



Что в нем нетривиального? Прежде чем усесться на парапет, влюбленные разулись и оставили свою обувь около ограды. Очень необычный по нынешним временам поступок!



Из-за особенностей местного климата горожане постоянно пытаются приодеть эту парочку. Иногда накидывают на плечи куртки или рубашки, но чаще всего обувают их. В мороз ведь босяком холодно!

Чуть поодаль находится Банкир и автомобилист. Эта скульптура так же появилась тут 2006-ом году. В машину к шоферу регулярно залезают дети да и взрослые тоже.



Место для скульптуры выбрано вполне осознанно - позади банкира находится здание Центрального банка Екатеринбурга. По народным поверьям, если потереть перстень на руке банкира, это принесет богатство и достаток, а если крутануть стартер у автомобиля, то будет удача на дорогах.



Екатеринбург обращает внимание тем, что исторические здания XVIII-XIX веков стоят вперемешку с современными бетонными коробками. Единый архитектурный стиль здесь перестали выдерживать еще в советский период, когда отправляли молодые дарования творить в Свердловск. Типа, пусть на кошках потренируются прежде чем столицу начнут уродовать. Впрочем, некоторые и там, и там успели.



Но исторические здания тут тоже сохранились. Например, дом мещанина П.Ф.Блинова - яркий образец зодчества начала XIX века с элементами модерна на фасаде.



Рядом с ним располагается фонтан "Спираль времени". По словам его автора - Владимира Кривушина он символизирует преемственность поколений и прогресс.



С другой стороны от дома Блинова стоит памятник создателю уральского велосипеда Ефиму Артамонову. Это один из немногих памятников на улице Вайнера, который установлен реально существовавшему человеку. Считается, что крепостной купцов Демидовых Ефим Артамонов изобрел свой велосипед в 1800 году, за что был избит. На нем он отправился в Петербург на коронацию царя и там получил признание и вольную.



За спиной у Ефима Артамонова находятся примечательные ларьки, в одном из которых приезжие из Питера могут купить шаверму, а москвичи в другом - шаурму.



Дальше мы свернули на улицу Радищева и направились в сторону Исети. Там среди современных высоток спряталась усадьба купца Ваганова, знаменитая своей деревянной резьбой.



К Исети мы вышли через Дендропарк. Парк этот относительно небольшой и на момент основания в 1932 году служил научно-исследовательской станцией озеленения при Академии коммунального хозяйства. В 1962 году парк был открыт для посещения. К этому времени на его коллекция насчитывала более трех сотен различных видов и сортов растений. Сегодня это скорее просто городской парк нежели ботанический сад. Впрочем, на последнее намекают несколько оранжерей с теплолюбивыми растениями.



Прямо напротив Дендропарка можно обнаружить небольшой мостик через впадающий в Исеть поток. Это давно уже заключенная в трубы речка Малаховка. Так эта река называлась с середины XIX века. До этого она была Ольховкой, и с таким названием фигурирует на плане 1810 года. Своим новым названием она обязана архитектору Малахову, чья загородная усадьба располагалась вблизи истока реки.



Рядом с Дендропарком проходит улица Куйбышева, которая пересекает Исеть по мосту. Сам мост своего имени не имеет и обозначается только по проходящей по нему улице. Из мостов Екатеринбурга он один из самых молодых. Вплоть до 30-х годов XX века, переправа в этом месте осуществлялась через брод. Но для планируемой там трамвайной линии такой способ не годился, и на этом месте был сооружен мост.



Ажурное сооружение позади моста - это купол городского цирка. По своей конструкции здание считается одним из лучших в Европе и приспособлено для сложнейших постановок.

По берегам Исети продолжается типичное для Екатеринбурга смешение старой застройки и современных высоток. Выглядит ну очень своеобразно.



Но в целом набережные Исети в этом месте весьма симпатичны.

Вид со Сплавного моста на мост по улице Куйбышева и Цирк.



Вид оттуда же, но на север.



Здесь сквозь застройку левого берега проглядывает башня Высоцкий - одна из высочайших в Европе. Там на верхнем этаже есть обзорная площадка, и туда мы собирались попасть.



Но сначала мы хотели дойти по набережной Исети до Каменного моста, так как тут было еще на что взглянуть. Сначала мы дошли до памятника клавиатуре. Она была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города, проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности, хотя при этом включен во многие путеводители.



Чуть дальше становится виден Каменный мост, пороги и башня Исеть.



Ближе к Каменному мосту на левом берегу Исети находится памятник группе The Beatles. Он был установлен в 2009 году по инициативе уральского Битлз-клуба, и стал первым памятником ливерпульской четверке в России.



Исеть нынче довольно мелководная река, и что бы она не превратилась совсем в ручеек, уровень воды в ней поддерживается искусственными порогами.



Каменный мост - это один из старейших мостов в Екатеринбурге. Он был построен в 1840-1844 годах по проекту архитектора Э.Х.Сарториуса и ограничил с юга территорию Екатеринбургского завода.



Здесь мы вернулись на улицу Малышева и направились в сторону башни Высоцкий. 54-этажный небоскрёб до постройки в 2015 году башни «Исеть» (209 м) являлся самым высоким зданием не только Екатеринбурга, но и всей России за пределами Москвы. А до сооружения в Петербурге Лахта-центра он был самым северным небоскребом в мире.



На верхних этажах башни есть обзорная площадка, откуда открываются виды на Екатеринбург. По билету на нее так же можно сходить в находящийся в этой же здании музей Высоцкого. В его экспозиции находятся подлинные личные вещи артиста (в основном, переданные Московским музеем Высоцкого). В музее полностью восстановлен гостиничный номер, в котором Высоцкий жил во время гастролей в Свердловске и воссоздан интерьер квартиры Высоцкого, располагавшейся в доме № 28 на Малой Грузинской улице в Москве. Музей оказался довольно интересным.

Но мы-то шли туда, чтобы с высоты 54-го этажа посмотреть на город. В общем-то это стало традицией - при заезде в очередное место смотреть на него с высоты. Тут годится любой вариант: колокольни, часовые башни, беффруа, башни замков или просто какой-нибудь холм.

Улица Малышева, пересекающая Исеть по Каменному мосту.



Городской пруд и башня Исеть рядом с ним.



Улица Карла Либкнехта и Храм на Крови.



Театр Оперы и Балета и Уральский федеральный университет.



Вид на юго-восток.



Екатеринбургский зоопарк (перед Крестовоздвиженским монастырем). Он тут совсем крошечный, и зверей держат в тесных клетках. Я там не был, но жена с детьми днем ранее туда ходили.



Красноармейская улица. Вдали справа виден купол цирка.



Исеть, где по набережной мы только что проходили. Желтый дворец - это резиденция полпреда президента в УрФО.



Помимо башни Высоцкий на пересечении улицы Малышева и Красноармейской есть очень примечательный архитектурный объект - дом Сяно. Это один из образцов уральского деревянного модерна. А почему, собственно модерн не мог быть деревянным? Для многих направлений этого стиля характерно обращение к национальным мотивам, а у нас таковыми было в том числе и деревянное зодчество.



Кстати, примечательна и история самого владельца этого дома. Исаак Абрамович Сяно был успешным врачом начала века. Его специализацией были педиатрия и гинекология. Так же он работал на горных заводах земским врачом и одно время заведовал Верх-Исетской больницей. В 1910-м году Сяно получил ссуду в банке и возвел огромный по любым меркам дом на углу центральных улиц города. Дом был сразу рассчитан для сдачи в аренду первых этажей, на втором этаже жил сам хозяин и размещалась его частная клиника. После революции доктор остался в России, но сменил несколько городов, вернувшись в конце жизни в Свердловск.

А мы вернулись к Исети и Каменному мосту. Там на левом берегу, когда-то находился Екатеринбургский завод. Собственно, близость Исети и была причиной его там появления. Реку перегородили плотиной, из-за чего образовался нынешний Городской пруд, а напор воды использовали для привода в движение заводской машинерии. Собственно это предприятие и стало для Екатеринбурга градообразующим. Сейчас в одном из сохранившихся корпусов завода находится музей архитектуры и дизайна, а в парке перед ним выставлены разнообразные механизмы, использовавшиеся на механических и сталелитейных заводах. К тому заводу они, правда, не имеют никакого отношения - он закрылся еще в XIX веке. Но, все равно, интересно.

Мостовой кран.



Пресс двухкривошипный и пресс обрезной.



Молот паровоздушный.



Реверсивный паровой двигатель.



Прокатная клеть.



Бессмеровский конвертер.



А вот такой молот вполне мог работать на историческом заводе и приводиться в действие водой Исети.



Перед Музеем архитектуры и дизайна находится выставка металлической скульптуры.

То ли пчела, то ли оса.



Птеродактиль.



Краснознаменный осьминог.



Клепаная золотая рыбка.



С этой стороны Каменный мост выглядит более фундаментально. Справа виден памятник революционеру Ивану Михайловичу Малышеву, в честь которого названа улица.



Благодаря порогам/запруде с этой стороны моста Исеть больше похожа на пруд. Сходство дополняют устроенные здесь фонтаны.



Выше я писал, что для нужд завода, здесь была построена плотина. Она существует и поныне, и ласково зовется горожанами Плотинкой.



В этот день около нее МЧС проводило соревнования школьников по пожарным дисциплинам. При нас девицы-старшеклассницы по лестницам забирались на второй этаж. Ну мы, в общем-то, помним: "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".



В честь мероприятия около Плотинки была выставлена техника МЧС.





Там была представлена не только современная техника, но и старые пожарные машины.

ПМЗ-11 на базе УралЗИС-5 - модификации ЗИС-5 производства завода в Миассе.



ПМГ-1 - первая отечественная пожарная машина, сделанная на ходовой части грузовика ГАЗ-АА.



Дальше мы пошли на набережную Городского пруда, и в туннеле под Плотинкой внезапно обнаружили "Стену Цоя".



Цой не только жив, но вездесущ!



Там же неподалеку около Плотинки находится деревянная водонапорная башня. Она была построена в 1890-х годах для нужд Железнодорожных мастерских. С 1947 по 1960-е годы башня фактически была двухквартирным жилым домом.



Рядом с башней стоит памятник основателям города Татищеву и де Геннину. Открытие монумента по проекту скульптора П.П.Чусовитина было приурочено к празднованию 275-летия Екатеринбурга. Поскольку в 1998 году в России заработал канал MTV, то молодежь «окрестила» памятник «Бивисом и Батхедом». Памятник даже подвергался вандальной переделке под героев сериала.



С другой стороны проспекта Ленина (он проходит по Плотинке) находится дом Севастьянова, являющийся одним из символов Екатеринбурга. Он почти такой же визуальный знак города, как Дворцовая площадь в Питере. Даже цветовая гамма схожа; только в Екатеринбурге - это окись хрома с добавлением изумрудного пигмента. Если Зимний дворец приобрел такой цвет после Великой Отечественной войны, то в Екатеринбурге так красили крыши еще в XIX веке. Оказалось, что краска на основе толченого малахита (а его много оставалось после добычи камня товарного качества), очень устойчива к выцветанию - и зеленый стал традиционным цветом при окраске местных крыш. Ну и не только крыш (в Питере же Зимнему дворцу хотят вернуть историческую желтую гамму, как оно было при Растрелли, и разрыв шаблонов радетелей за традиции я предсказать не готов).



Но в Екатеринбурге вышло вот так. Дом в нынешнем виде был возведен, когда предыдущее здание на этом месте перешло во владение к коллежскому асессору Николаю Ивановичу Севастьянову. Далеко не высшая должность, кстати, в табели о рангах. Пушкин занимал чуть более низкую - коллежского секретаря (Царскосельский лицей, если что, готовил не поэтов, а чиновников высокого ранга), а гоголевский Нос, как раз, им и был. А тут дом, который такой чиновник мог себе позволить. Не резиденция полпреда по УрФО, которая казенная, кстати, а такой вот личный дом - ныне памятник архитектуры. Впрочем, получив повышение в Петербурге Севастьянов, передал дом в казну, и тот стал собственностью министерства Юстиции. В наши времена дом засветился как резиденция президента России на саммите ШОС.



На самой Плотинке стоят два памятника уроженцам уральской земли:

Павлу Петровичу Бажову, ...



... и Мамину-Сибиряку (сейчас дети даже не реагируют при упоминании "Серой шейки").



От Плотинки по проспекту Ленина мы прошли на площадь 1905-го года. Там находится здание Свердловского горсовета. Оно начало возводиться еще в XIX веке, но активно перестраивалось в советское время и к 50-м годам приобрело характерные черты сталинского ампира.



На самой площади находится памятник Ленину, где он почему-то стоит в позе оперного певца. Правда так кажется вблизи, а с других ракурсов композиция уже более каноническая.



К площади примыкает памятник архитектуры XIX века - дом купцов Коробковых. Изначально он был построен в классическом стиле, но в 1880-х правый особняк был декорирован в псевдоготическом стиле.



Дальше жена решила показать нам Уральские горы и мы поехали к Верхне-Исетскому пруду. Там был какой-то канонический вид, но оценить его не получилось - за прошедшие двадцать лет там много чего понастроили и нагородили заборов. Пока мы там плутали, начал накрапывать дождь, и мы решили, что лучше вернуться в центр. Взглянули только на местную достопримечательность - ДК ВИЗ-а и памятник рабочим завода погибшим в Великую отечественную войну.



Вернулись опять на площадь 1905-го года, и обнаружили там еще одну достопримечательность. Напротив дома Коробковых установлен Барометр настроения. Этот арт-объект представляет собой большую медную колбу, внутри которой находятся цветные лампы, которые загораются в зависимости от настроения горожан. Это настроение вычисляется специальной программой, которая анализирует блоги, и по ключевым словам определяет позитивные и негативные эмоции горожан. Если в записях людей преобладают негативные слова, лампы барометра загораются красными цветом, а при увеличении положительных слов окрашиваются в жёлтый и зелёный.



А мы почти завершили круг и вернулись на улицу Вайнера. Только теперь мы подходили к улице Малышева с другой стороны.



Тут мы продолжили знакомство с памятниками архитектуры. Очередной особняк XIX века, известный как жилой дом с магазином или дом Телегиных. Около него находится скульптурная композиция "Друзья" появившаяся тут, как и многие другие скульптуры на улице Вайнера, в 2006-ом году. По словам автора скульптора Бориса Клочкова, сюжет композиции ему приснился: собака преданно смотрит на мужчину, кормящего лошадь, голова которой как бы выглядывает из окна конюшни. Главный герой композиции - вполне реальный человек: легендарный екатеринбургский кузнец-философ Александр Лысяков, который много лет держит кузницу на озере Шарташ. У него есть конюшня и собаки, и одевается он именно так, как отлит для памятника. А еще у этой скульптуры есть "пасхалочка", о которой даже не все горожане знают - памятник имеет продолжение внутри магазина. Да-да! Там находится задняя часть лошади - ноги и хвост! Жаль, что я узнал об этом только сейчас, когда стал разыскивать материалы об этом памятнике. Спустя год мы вернулись на это место, но оказалось, что заднюю часть лошади из магазина убрали. Но сотрудники ее еще помнят!



Дождик же начал уже совсем недвусмысленно намекать, что пора бы пристроиться куда-нибудь под крышу, да и обедать же пора было. Аппетит мы нагуляли очень хорошо. Перекусив и заодно переждав дождь, мы опять пошли к Исети смотреть на Сад камней. На сей раз мы направились туда кратчайшим путем по улице Малышева. По дороге на пересечении с улицей 8-го марта мы увидели храм Большой Златоуст или Максимилиановскую церковь. Его уникальная архитектура является следствием того, что по первоначальному проекту здесь предполагалось возвести только колокольню, а сам храм большего размера похожий на московский собор Христа Спасителя должен был стоять рядом. Но из-за нехватки средств этот проект не был осуществлён, и колокольню освятили как храм. В 30-х годах эта церковь была разрушена, а на ее месте был разбит сквер. Позднее на месте алтаря появилась скульптурная группа, изображавшая сидящих рядом Сталина и Ленина в Горках. Эту скульптурную группу убрали в 1956 году. В 1977 году опять точно на месте алтаря церкви был сооружён памятник революционеру Ивану Малышеву. В 2006-ом памятник перенесли к мосту через Исеть, и началось воссоздание разрушенного храма, который был вновь открыт в 2010-ом году.



Неподалеку находится конструктивистское здание ДОСААФ с самолетом на крыше. Это часть нереализованного большого проекта Дома обороны, который должен был занимать целый квартал.



Вернувшись к Исети мы взглянули на Каменный мост с правого берега. Так он смотрится даже лучше.



А сам правый берег между мостом и Плотинкой занимает Международный сад камней. В нем представлены более 50 каменных образований со всего мира. Каждый экспонат имеет сертификат и определённые размеры - не менее одного метра в длину или ширину.



Авторы проекта - геологи Горного университета, которых поддержала администрация Екатеринбурга. Первый экспонат был привезен из Италии - серпентинит весом более четырёх тонн. Кроме того, в саду установлены камни из Монголии, Узбекистана, Китая, Казахстана, Дании и Венгрии.





Около Плотинки все еще продолжались соревнования МЧС, и из-за этого мы не смогли подойти к Капсуле времени - спрятанному там посланию грядущим поколениям. Посмотрели на нее издали.



Достопримечательность оказалась очень уж похожей на крышку люка. Кстати, и настоящие люки в Екатеринбурге оказались довольно интересными.

Водоканал.



Люки с петлями с улицы Вайнера.



Ну а время нашего путешествия подошло к концу, и мы вернулись на Малышева забрать вещи из хостела. На улице 8-го марта, где находился вход на станцию метро, мы увидели еще одну достопримечательность: корпус Мытного двора. Территория, на которой он расположен, в начале ХIХ века была беспорядочно застроена деревянными времянками. Первым к ней проявил внимание архитектор М.П.Малахов, обновлявший в 1829 году план застройки Екатеринбурга. Было принято решение соорудить на этом месте, называвшемся Торговой площадью, Мытный двор, оборудованный торговыми местами, за право пользования которыми нужно было бы платить установленный сбор, «Мыт» или «мыто» - ныне почти забытое старое русское слово, имевшее почти то же значение, что и «подать».



Ну а мы спустились в метро на станцию "Площадь 1905-го года". Екатеринбургское метро было последней (тринадцатой) системой подземки в СССР, первой на Урале и шестой в России. Пока местный метрополитен состоит из одной ветки, но существуют планы по строительству второй и третьей.



В целом своей архитектурой станции напоминают московское и питерское метро (там, где не пускались в экономию и не экспериментировали со станциями закрытого типа).

Станция "Площадь 1905-го года".



Станция "Уральская".



А еще в Екатеринбургском метро очень примечательные жетоны. Как пошутила жена: "Тут очень многое донашивается за Москвой". Так что метрополитен тут немножко московский.



Но вот что резко контрастирует с Московским и Питерским метро - это тотальный контроль на входе. То есть, все сумки нужно отправить в сканер, выложить из карманов ключи, телефоны и кошельки и пройти через рамку. Абсолютно всем и всегда, включая час пик. И все так и идут один за другим, выполняя эти манипуляции. Все это напоминает известный видеоряд к композиции Another Brick in the Wall.

Вышли мы на станции "Уральская" около старого здания вокзала. Оно было построено по проекту архитектора П.П.Шрейбера в 1878 году. Станция, наряду со станцией Пермь I, являлась конечной станцией Уральской горнозаводской железной дороги. Сейчас там находится музей Свердловской железной дороги.



Нам же нужен был действующий вокзал, находящийся по соседству. Вокзал как вокзал, ничего особенного, но есть один момент, который в городе нигде не обыгрывался (во всяком случае я не заметил). Надпись Екатеринбург на воротах при входе на перрон окружена надписями; "Европа" и "Азия". Граница континентов, как-никак.


современная скульптура, Россия, модерн, готика, мосты, Екатеринбург, люки, коронавирус, метро

Previous post Next post
Up