Очень, очень сложно находиться в двух часах езды от Пизы и не заглянуть туда. А если в семье три человека, которые там никогда не были - это переходит в разряд обязательного. Я-то там уже был дважды: один раз по дороге на конференцию, и это был первый итальянский город, в котором я побывал, и второй раз, когда я туда отправился из ностальгических соображений.
Как уже говорилось, Пиза - это город фактически одной достопримечательности, и больше трех-четырех часов там делать в общем-то нечего. Но на этот счет у меня был простой план: отдать должное обязательной программе, и отправиться в соседнюю Лукку - город в получасе езды от Пизы.
Поскольку программа была грандиозной, нужно было выдвигаться рано утром - так и прохладнее будет в предстоящем марш-броске по Пизе, и на Лукку больше времени останется. Что было удобно, для такого раннего заезда до Пизы есть прямой рейс без пересадки в Ла Специи. Нам он был интересен еще и с той точки зрения, что на этом же поезде нам предстояло возвращаться домой спустя полторы недели. Интересно было прикинуть расклад по времени.
Кстати, по выложенной камнем стене рядом с путями можно понять, каким титаническим трудом была прокладка здесь железной дороги. Чтобы здесь были пути, рабочие срезали часть склона. Про туннели я вообще молчу, как и про то, что до этого рядом уже проложили одноколейную ветку.
После Ла Специи на пути к Пизе дорога проходит через Каррару - городок, известный своими каменоломнями. Многие мировые шедевры начинали свой путь здесь в виде глыбы мрамора. Белые пятна среди скал на дальнем плане - это как раз места, где камень выходит на поверхность.
А так выглядят будущие шедевры, заскладированные на площадки около станции. Впрочем шедеврами они станут, если найдется кто-то, кто отсечет от глыб все лишнее.
Соседняя с Каррарой станция запомнилась мне забавным названием: Massa Centro. Звучит почти как "центр масс". Можно запомнить на будущее, если вдруг возникнет вопрос, где же он в Италии.
Наконец, Пиза центральная. Вокзал архитектурно ничем не примечательный - просто большой пересадочный узел с кучей платформ, всегда шумный и многолюдный.
Привокзальный фонтан. У него, похоже, даже нет собственного названия - по итальянски он так и называется Fontana della Stazione - привокзальный фонтан. Популярное у туристических групп место сбора. Но мы были сами себе группа и, не задерживаясь, отправились дальше.
Когда ты в городе уже не первый раз и когда ты движешься со скоростью ребенка, то обращаешь внимание на то, что пропустил в предыдущие визиты. Например, обнаруживаешь церковь Девы Марии горы Кармин. А что это за ворота в стене? Да это же церковь!
Обычно ее видят с правой стороны по ходу движения по Корсо Италия (а мы заходили с переулка). Церковь была построена в 1325 году монахами-кармелитами. Столетие спустя один из ее алтарей расписал Мазаччо. Впоследствии фреска была снята со стены и разделена между несколькими музеями (Пизанским Сан-Маттео, Лондонской национальной галереей, галереей Каподимонте в Неаполе, Берлинскими Государственными музеями и музеем Гетти в Калифорнии).
Перед церковью стоит памятник Николо Пизано, знаменитому скульптору, долгие годы творившему в Тоскане, одному из основоположников пизано-романского стиля. Его сын Джованни Пизано продолжил дело отца и тоже стал знаменитым скульптором.
Там мы вернулись к традиционному пути по Пизе - Корсо Италия и направились по нему к Арно. Это их главная торговая магистраль со множеством магазинов, ресторанов и кафе.
Здание с короной на фасаде - дворец Мастиани Бруначчи. В эпоху Наполеона тут часто останавливалась Полина Бонапарт и другие члены императорской семьи. В конце XIX века это здание стало первым в Пизе, которое было электрифицировано.
Корсо Италия около Арно приводит к палаццо Преторио с его знаменитой часовой башней. Дворец является результатом объединения нескольких зданий на набережной Арно. Зданию сделали рустованный низ в тосканском стиле, а верх украсили мраморным фризом. В 1944 году здание пострадало от бомбардировок и позже фриз не был восстановлен. Сейчас здание занято городскими службами и библиотекой.
Рядом с Часовой башней находится Лоджия-дей-Банки. Она была построена в начале XVII века по указанию Фердинанда I Медичи. Под ее сводами располагались лавки торговцев шелком, шерстью, зерном. Сейчас наверху размещен Государственный архив.
Со стороны Арно Часовая башня, Лоджия и Мост Понте-ди-Меццо (Средний мост) создают запоминающийся вид - одну из визитных карточек города Пиза.
Средний мост, известный так же как мост Графа Уголино. Когда-то тут находился деревянный мост, который в XI веке заменили каменным - первым и долгое время единственным в Пизе. Тот мост разрушил паводок в XVII веке, а следующий мост, построенный позднее, взорвали во время Второй мировой войны. Нынешний - бетонный был построен в 1950. По этому поводу даже устраивали референдум, на котором победил проект Серджо Оссана - сына французского физика и одесской эмигрантки. Надо заметить, получилось изящно.
Ежегодно в последнее воскресенье июня Понте-ди-Меццо становится ареной народной забавы под названием «Игрище на мосту». Забава эта старинная и происходит от древнего обычая мордобоя стенка на стенку, разделившись на команды. Традиционно в поединке сходились жители северного и южного берегов реки.
В наши дни кулачные бои на Понте-ди-Меццо заменили чем-то вроде перетягивания каната. На мосту укладывают рельсы, а в центр ставят тележку с выступающими ручками. Затем одетые в костюмы XVI века пизанцы упираются в эти ручки спинами и пытаются вытолкать тележку на сторону соперника. Мы там оказались во вторник и застали лишь то, как там укладывают рельсы.
С другой стороны моста находится площадь Гарибальди (бывшая пьяцца Понте-ди-Меццо). В центре ее находится памятник Гарибальди, сооруженный в 1892 году по проекту Этторе Феррари. Розово-белое здание за ним - Казино-дей-Нобили - было построено на средства местной аристократии в 1754 году для собраний благородного общества. В то время слово «casino» (производное от «casa», «дом») означало место для проведения досуга, что-то типа клуба.
Справа от Казино-дей-Нобили находится здание, которое раньше было монастырем и принадлежало монахам, прибывшим в Пизу из Никосии. Над арочным проходом бывшего монастыря подвешен искусно вырезанный из дерева барельеф с Мадонной. Мадонна-деи-Веттурини, произведение Нино Пизано, была перенесена из церкви Санта-Мария-делла-Спина. Сейчас оригинал перемещен в музей Сан-Маттео, а здесь установлена копия.
Сразу за зданием монастыря находится церковь Сан-Микеле-ин-Борго (XI века), одна из старейших в Пизе. В этот раз она была закрыта (фото ниже было сделано три года назад). А вот, почему я туда не зашел в прошлый раз - большая загадка.
Фасад церкви относится к XIV веку. Верхняя часть имеет три яруса типично пизанских готических лоджий. Имеются три портала также в готическом стиле с люнетами; главный увенчан скинией "Мадонна с младенцем".
Интерьер обустроен в торжественном стиле. Здесь находится Распятие, которое приписывают Нино Пизано (XIV век), картины Маттео Росселли, Аурелио Ломи и Джузеппе Мелани, а также остатки фресок XIII века. Под мостовой находится склеп, вероятно, тот, что остался от бывшей церкви.
Дальше вперед по улице Борго Стретто, что дословно звучит как «узкое предместье». Очень живописная улочка.
Интересный балкон одного из зданий на Борго Стретто. Владельцы устроили там фонтан.
Сейчас стало понятным, что около Сан-Микеле-ин-Борго нужно было поворачивать налево, на улицу Улиссе Дини. По ней можно выйти на красивейшую Пьяцца деи Кавальери. Мы же пошли привычным путем к повороту на улицу Кардинала Пьетро Маффи. Но, как я говорил, неспешное передвижение имеет свои плюсы, и в конце одной из улиц, уходящих направо увидели готический фасад церкви Святой Екатерины.
Церковь Святой Екатерины Александрийской была построена в XIII веке по заказу ордена доминиканцев для находящегося поблизости монастыря. Позже ее расширили и современный вид храм приобрел в XIV веке. После того как монастырь закрыли в 1748 году, церковь стала приходской.
Фасад церкви в Пизе поделен на три яруса. Нижний ярус состоит из полукруглых арок, которые выложены из серо-белых мраморных блоков. Над входной дверью расположена центральная арка, имеющая перспективные архивольты. В тимпане этой арки находится изображение Богоматери с Младенцем. На двух верхних ярусах - галереи стрельчатых арок, обрамленные элегантными колоннами. В центре фасада красуется большая готическая роза, заключенная в рамку, которую украшают 22 бюста святых.
Церковь Святой Екатерины состоит из одного основного нефа и трансепта, которые завершаются квадратными хорами.
Около алтаря справа находится еще один небольшой неф, который датируется XIV веком. Там сохранилась деревянная кафедра за которой читал свои проповеди Фома Аквинский.
В центральном нефе слева можно видеть похоронный монумент одного из архиепископов Пизы, выполненный знаменитыми Андреа и Нино Пизано.
В церкви находятся саркофаги и алтари, реконструированные в 20 веке в стиле, имитирующем проторенессанс XIV века.
В хорах находится распятие XIV века, созданное неизвестным мастером. По бокам от входа стоят статуи работы Нино Пизано, образующие скульптурную группу «Благовещение».
Саркофаг под главным алтарем, так же был реконструирован в XX веке, но сохранил части оригинала XIV века. Ну и коврик, как намек на то, что тут не понаслышке знакомы с сарацинами.
Под полом церкви находятся средневековые захоронения.
В церкви имеются впечатляющие витражи, но никакой информации про них найти не удалось. Впрочем, по технике явно не средневековые.
После посещения церкви можно продолжить идти к Пизанской башне. Еще в прошлый раз я убедился, что многолетний ремонт там закончен. Башня осталась наклоненной (а кто пойдет смотреть на прямую?), но уже не падает. Об этом говорится в граффити на фото ниже: "Извините, но сегодня башня не падает".
Наконец Площадь чудес (Пьяцц-дей-Мираколи) или соборная площадь. У нее есть еще одно название - Поле чудес (Кампо-дей-Мираколи), но оно, понятное дело, в русскоязычном варианте не очень популярное.
Дети сразу понеслись фоткаться, как они поддерживают башню, а взрослые стали искать место, где-бы можно чуток побыть в тени. На Италию надвигалась волна жары, и сейчас был последний шанс побывать в Пизе, когда очень-очень жарко еще не перешло в невозможно жарко.
Кстати можно заметить, что башня не только "падает", но и изгибается. Она начала наклоняться еще в процессе строительства, и наклон попытались скомпенсировать.
На поле на фоне башни очень гармонично расположилась одна из скульптур Игоря Митторая - "Упавший Икар".
Дальше мы пошли уже проторенным путем - взяли билеты в Баптистерий (с ними можно пройти и в собор). О том, чтобы подняться на Башню, можно даже и не мечтать - там запись на несколько дней вперед. То есть, при спонтанном заезде в сезон вообще без шансов.
Там еще можно попасть в музей и на мемориальное кладбище Кампо Санто, но мы еще и Лукке планировали побывать, да и дети бунт бы устроили, в особенности при слове "музей".
Комплекс Площади чудес сразу задумывался как единый. Замахнуться на такое грандиозное строительство позволили торговые и военные успехи Пизанской морской республики. В 1063 году пизанцы овладели арабским Палермо, и эта победа положила начало великой стройке, которая в дальнейшем подпитывалась средствами, добытыми при захвате других территорий.
Строительство началось с собора, а баптистерий Святого Иоанна Крестителя стал более поздним сооружением - он возводился с 1152 по 1363 годы. Пизанский баптистерий является самым большим в мире - его купол возвышается почти на 55 метров.
Первый архитектор баптистерия - Диотисальви начинал строить его в романском стиле, но достраивалось здание уже в готическом стиле. В результате, нижний ярус баптистерия украшен снаружи строгими романскими округлыми арками с узкими окнами, тогда как второй ярус украшен каменной резьбой и сдвоенными арками с готическими щипцовыми навершиями. Окна третьего яруса также имеют щипцовые навершия. Все здание облицовано белым мрамором с инкрустацией зелёным и серым мрамором.
Заходя с юго-запада, можно видеть, что покрытие крыши очень различается по цвету и фактуре. Восточная сторона купола снаружи покрыта свинцовыми пластинами. Это покрытие не было закончено, как полагают, из-за экономических трудностей, и оставшаяся западная часть была покрыта черепицей. Но мы-то помним, что этими экономическими трудностями стал объединенный флот Генуэзской республики, разгромивший пизанцев в битве при Мелории, что привело к падению Пизы, после чего она сошла с исторической арены.
Так же заметно, что баптистерий заметно наклонен. Он, как и собор, тоже "падает". Подвижный грунт пагубно повлиял на все сооружения на Площади чудес. Даже собор не избежал такой участи, хотя это не очень заметно.
В отличие от вида снаружи внутри баптистерий очень аскетичен, но именно это в сочетании с архитектурными решениями и производит наиболее сильное впечатление на посетителей.
Кафедра баптистерия была создана между 1255-1260 годами Никколо Пизано. Она имеет весьма важное значение для истории европейского искусства, поскольку рассматривается как первое крупное произведение итальянского Проторенессанса.
Восьмиугольная купель в центре баптистерия датируется 1246 годом и была выполнена мастером Гвидо Бигарелли. В центре её находится современная бронзовая скульптура Иоанна Крестителя работы Итало Гризелли.
Со второго яруса баптистерия открывается впечатляющий вид на фасад собора. Туда мы и отправились.
Собор строился относительно быстро, и его успели достроить до того, как во Франции зародилась готика. В результате он стал ярким образцом пизанского романского стиля, который собственно с него и начался.
Строительство было начато в 1063 году архитектором Бускето ди Джованни Джудиче. И начато оно было, как уже говорилось, средства, добытые Пизанской республикой при захвате Палермо в 1063 году. Примерно в то же время строился собор Святого Марка в Венеции, и одной из задач Бускето было построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов.
Главный фасад собора был создан в XII-XIII веках по проекту мастера Райнальдо. Фасад содержит четыре яруса внешних галерей-аркад, поддерживаемых колоннами. Он выполнен из серого мрамора и обильно украшен инкрустацией из зелёного, голубого, розового и другого цветного мрамора, резьбой по камню и статуями.
Наверху фронтона фасада находится статуя Мадонны с благословляющим младенцем Иисусом, по сторонам от неё статуи евангелистов - Матфея и Иоанна (под ними их символы - ангел и орел). Ниже, над углами нижней галереи - евангелисты Лука и Марк.
В прошлый раз внутри собора шла реконструкция, и его получилось увидеть лишь частично. В этот раз работы снаружи еще продолжались, но леса и сетки внутри уже сняли. И тут в полной мере понимаешь, что в прошлый раз не увидел почти ничего.
Интерьер собора подвергся существенным изменениям после пожара 1595 года. В настоящее время стены собора отделаны белым и чёрным мрамором.
Люстру, висящую рядом с куполом собора, называют «лампой Галилея» (Lampada di Galileo). Будущий ученый заметил, отсчитывая удары пульса, что период колебаний люстры остается постоянным, несмотря на то, что их амплитуда постепенно уменьшается. Таким образом была обнаружена изохронность малых колебаний маятника. Сейчас в куполе собора располагается другая люстра, а светильник, который мог видеть Галилей, перенесен в капеллу Аулла в Кампо-Санто.
Кстати, если приглядеться, то видно, что на скамьях на фото выше вырезаны именные надписи. Значит такое не только в синагогах практикуется.
Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а купол покрыт фресками.
Мозаика в апсиде, изображающая Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, уцелела во время пожара. По разным источникам, либо голова Христа, либо фигура Иоанна Богослова на этой мозаике были выполнены в 1302 году Чимабуэ, что стало последней работой умершего в том же году художника.
Пожар также пережила кафедра, выполненная Джованни Пизано в 1302-1310 годах.
Она представляет собой один из лучших дошедших до нас образцов итальянской скульптуры проторенессанса и ранней готики.
Что характерно, лев - в основании одной из колонн кафедры подминает лошадь, которая помимо всего еще и символ соседней Сиены. Про добрые соседские отношения средневековых итальянских городов мы тоже хорошо помним.
В соборе так же находится икона VIII века, созданная Берлингьери - «Богоматерь с младенцем».
Большое количество декора в кафедральном соборе относится к XVII веку. Особенно знаменита дароносица, находящаяся возле алтаря капеллы святого Таинства, изготовленная скульптором Джованни Баттиста Фоджини.
В соборе хранятся мощи святого Раньери, который считается покровителем города. Большое количество верующих приходит в собор поклониться мощам этого святого, обладающего огромной целительной силой.
Более поздние элементы декора вполне гармонично вписались в интерьер собора. Под средневековыми ренессансными мозаиками алтарь окружают картины кисти Андреа Дель Сарто, Содомы и Доменико Беккафуми.
Их же картины украшают боковые нефы.
И центральный и боковые порталы собора покрыты рельефом, изображающим различные библейские сюжеты.
Спустя более двадцати лет с первого визита я, все-таки увидел собор изнутри во всей его красе. А детям вполне хватило Падающей башни живьем.
На улице Девы Марии мы остановились, чтобы передохнуть и перекусить. Там и выбор есть, и цены весьма гуманные, несмотря на близость к памятникам из Всемирного наследия. Да и само место весьма симпатичное.
Арно мы перешли через мост Сольферино, чтобы взглянуть на церковь Богоматери шипа. Я тут уже был и
писал про этот храм. Теперь было интересно показать его семье.
Да и фотографии сейчас вышли куда лучше.
На одной из улиц кто-то вывесил на балконе флаг с кабаном на красном фоне. Вероятно, он относится к этой контраде (району) Пизы. Но никаких подробностей не нашел - везде пишут только про контрады Сиены.
Наконец, вокзал, и можно отправляться в Лукку.