Забег по Италии. Часть 10. Амальфи

Jan 29, 2012 22:15




В четырех километрах от Минори находится центр Амальфитанского побережья - город Амальфи. Именно его виды и заманили нас на юг Италии. Естественно, при первой же возможности мы туда и отправились.

Считается, что город выл основан в IV веке Константином Великим. Вскоре благодаря исключительно удачному положению там возникла мощная морская республика. В годы своего расцвета город насчитывал 50 тысяч жителей и тягался с Пизой и Генуей за звание главного порта Италии. Морской кодекс Амальфи (Tavole Amalfitana) главенствовал в Италии до конца XVII века, когда республика давно уже пришла в упадок. Амальфийские моряки первыми в Европе стали использовать компас. Легенда гласит, что они и изобрели его, но это уже преувеличение. И сейчас напоминанием о славном прошлом служит Регата морских республик, включающая в себя гонки весельных лодок и костюмированный парад.

Каждый год в первую субботу июня эта регата проводится попеременно в Пизе, Генуе, Венеции и Амальфи. В Амальфи в очередной раз она будет проводиться в 2013 году, а на на этот раз она была в Венеции. Это совершенно не помешало местным жителям посетить в этот день город на байдарках, а некоторым особо "одаренным" и на водных велосипедах.



Во время нашего визита в Амальфи туда зашел Royal Clipper - самый большой на данный момент круизный парусник. Да и обычные огромные современные лайнеры туда часто заходят (с террасы их хорошо было видно). Не очень понятно, как они пассажиров высаживают, ведь к причалу им не подойти. Вероятно, на катера пересаживают.



Морской символики там много, все таки это действительно был и есть порт. И надпись на постаменте гласит: Амальфи - порт для всего мира. Учитывая их вклад в мореплавание, они могут позволить себе такую нескромность.



Виды бухты завораживают. Если даже в виде телевизионной картинки они были способны сподвигнуть нас на поездку в Италию, то на месте это был просто вынос мозга.



Можно видеть, что градостроительная планировка тут вертикальная, дома громоздятся по склону один над другим. Вверх тут реально вверх, а не просто в сторону от моря - следующий дом вырастает из крыши предыдущего. Лестницы - это неизбежная часть городского пейзажа. В Минори, где мы жили, с вертикалями все примерно так же, хотя и в меньшей степени. Тем не менее, до дома нужно было преодолеть 76 ступеней, поднимаясь от ближайшей улицы.



Первое, что встречаешь, углубившись в город, - это собор Святого Андрея, построенный в норманно-византийском стиле в IX веке. Как уже упоминалось, здесь находятся мощи апостола Андрея Первозванного, вывезенные в Амальфи после взятия Константинополя крестоносцами. Так же там находятся мощи Марии Магдалены, Косьмы и Дамиана, а так же Константина Великого. Благодаря этому Амальфи сейчас является одним из рекомендованных мест для православных паломников. На фоне собора любят фотографироваться местные новобрачные. Впрочем они там на фоне всего снимаются - город невероятно красив.



В самом храме можно посмотреть на древние фрески и барельефы в "райском дворике" слева от входа в храм. Потом можно и посетить и сам собор.







На площади перед собором находится фонтан со скульптурой, изображающей апостола Андрея - покровителя Амальфи.



От площади собора Святого Андрея мы пошли вверх по главной улице города. К счастью здесь "вверх" оказалось в смысле "от моря". По сравнению с другими городами побережья, в которых мы побывали, Амальфи поражает многолюдьем. Подавляющее большинство народу на улицах города - туристы, приезжающие туда на один день на автобусах и теплоходах из Сорренто и Салерно. Для них тут целая куча магазинов, магазинчиков, сувенирных лавок и ресторанчиков всех видов. Правда, все эти толпы внезапно исчезают через 300 метров пути.





Почему же мы пошли дальше? А мы знали, куда идем - нашей целью был музей бумаги, который мы планировали посетить.



Даже, если бы Амальфи не внес свой вклад в историю мореплавания, он все равно бы остался известным как центр производства бумаги, начиная с 1200 года. Десятки бумажных фабрик располагались вдоль проходящей через город речки и производили бумагу вплоть до середины XX века, когда большинство из них были разрушены катастрофическим наводнением.

Здесь применялся архаичный способ производства бумаги из переработанного тряпья. Такая бумага до самого последнего времени использовалась для официальных документов. Правда поначалу Неаполитанское королевство применяло ограничительные меры к производителям бумаги. Их можно понять - около Везувия находились хорошие пастбища, и Неаполь был известен производством пергамента.

Нам продемонстрировали процесс производства бумаги по-средневековому. Через сложную систему отводов, вода из реки подавалась в механизм машин, которые перемалывали тряпье в однородную кашу.





Такая каша поступала в чаны со специальным раствором откуда ее можно набрать в форму и отправить под пресс.



После пресса шла просушка, обрезка, сбор листов в кипы и так далее.



На стенах фабрики можно видеть отметки об уровне воды при наводнениях 1910-го и 1949-го года. Последнее было особо разрушительным: из 19 фабрик осталось только 4, которые, впрочем, работают по сей день.



Возвращаясь, на одной из небольших площадей мы обнаружили рождественский вертеп. Совсем недавно выяснилось, что это тоже местная особенность, правда уже неаполитанская. Неаполь - мировой центр по строительству вертепов. Там есть целый район, где только этим и занимаются.



Примерно там же посетили антикварную лавку, где набрали немного сувениров. Среди них был небольшой угольный утюжок. И что я удивлялся, что в чемодане место совсем не освободилось, и с места его не сдвинуть? Стены лавки украшали таблички с цитатами, преимущественно Муссолини.



Что останется у Амальфи, забыть про морскую историю и бумагу? Загляните в холодильник и прочтите надпись на бутылке лимончеллы. Там скорее всего написано: Limoncello di Amalfi. Именно тут ее родина. Хотя, в целом лимончеллу делают на всем побережье и на островах Искью и Капри. В общем, везде, где растут лимоны, а они тут растут повсеместно.



Особенно поражают гигантские амальфитанские лимоны. Это плоды размером с голову ребенка, и здесь они считаются чем-то вроде местного сувенира. Для лимончеллы же используют более мелкие лимоны сорта Сорренто. На снимке дерево с гигантскими амальфитанскими лимонами, растущее над прибрежной дорогой. Глядя на него, меня мучила мысль, что случается, когда такой фрукт прилетает в лобовое стекло?

Часть 1. Подготовка и отъезд, Часть 2. Милан, Часть 3. Верона, Часть 4. Венеция. Лагуна, Часть 5. Венеция. Большой канал, Часть 6. Венеция. Прогулка по городу, Часть 7. Падуя, Часть 8. На Юг!, Часть 9. Минори и Майори, Часть 10. Амальфи, Часть 11. Равелло, Часть 12. Помпеи, Часть 13. Возвращение.

готика, Италия, фрески, Амальфитанское побережье, Амальфи, Синдром Стендаля, малая базилика, Кампанья

Previous post Next post
Up