Моя сессия №5

Mar 27, 2009 22:10

Я обещал рассказать - я и расскажу. Это был кошмар длиной почти в три месяца и самое тяжёлое испытание, через которое мне довелось пройти за время Универа. Даже сокрушительное поражение в полуфинале ACM ICPC, случившееся в ноябре восьмого года, с ним не сравнится. Если вы - впечатлительная натура, то просьба либо не читать, либо не комментить. Соплей мне тут не надо однозначно.

28 ноября 2007 года команда NSU#2 в составе меня, Ромы Сорокина и Вани Корниенко вернулась с полуфинала с 27 местом и дипломом III степени. Всем нам это казалось достойным результатом. И после этого наступила сессия...

Буквально с корабля на бал я попал на итоговую контрольную по статметодам ФВЭ - единственному спецу, по которому формально предполагался экзамен. Даже без подготовки я написал её на пятёрку и получил от Эйдельмана свою заслуженную роспись в зачётке - тервер и всё, что рядом лежит, всегда давался мне сравнительно легко, ведь задачи из этой области математики часто встречаются в ACM.
На этом пруха закончилась.

Три основных предмета этого семестра - кванты, ММФ и ФСС. Ни в одном из них я не разбирался, и ни один не был мне интересен. С переменным успехом я пытался решать задачи то тут, то там, но ничего у меня не получалось. Игнорирование семинаров и попытки разобраться во всём по теории сыграли свою роль - мне приходилось каждый раз изобретать велосипед, тратя кучу времени на тупое смотрение в стену. Плохо, когда не знаешь ответа на вопрос, но ещё хуже, когда не понимаешь вопроса. И ещё хуже, когда всё это тебе нафиг не сдалось.

Весь декабрь прошёл в смутном графике - я решал месы и подтягивал второстепенные предметы. Ещё некоторое время уходило на помощь тиммейтам в физических дисциплинах, ибо одному как раз надо было как-то сдавать электродинамику, а другому - физику. Впрочем, сказать "решал месы" здесь будет слишком громко. Я устал. Мне было противно. Мне не хотелось ничего делать. Мысли превращались в кисель. Я чувствовал себя сонным даже после десяти часов сна в сутки. На самом деле такое состояние преследовало меня ещё с октября-ноября, но тогда оно не было критичным. Сейчас - ни о каких тренировках не могло быть и речи. Надо было разобраться с учёбой, но даже это мне было не под силу. Видимо, я был серьёзно болен, что, конечно же, является объяснением, но не оправданием. С точки зрения меня-сегодняшнего. Я-тогдашний точки зрения не имел. Я был неспособен думать, мне надо было ботать. И улыбаться. Видимость того и другого я производил успешно.

28 декабря у нашей группы была назначена сдача спеца по ускорителям и сдачи мес по всем трём основным предметам. Я сдавал ускорители с десяти утра до двух часов дня. И не сдал. На экзамене (который формально был дифзачётом) меня покинули практически все знания, которые я безуспешно пытался впитать за трое предыдущих суток. В качестве подачки мне предложили четвёрку, от которой я отказался. Представьте себе реакцию преподавателя, который увидел совершенно некомпетентного студента, желающего получить 5. Да, он согласился на мою переэкзаменовку в январе, даже ничего не поставив в ведомость. (Для тех, кто не в теме, - это жест доброй воли: банан в ведомости, пересданный неважно на что, лишает студента возможности получения диплома с отличием. В самом деле, препод же ведь не знал, что конкретно мой диплом приобрёл радикально синий цвет ещё с четвёртой сессии.)
После этого я пришёл в Универ, чтобы поговорить обо всех остальных предметах. Шапиро (ММФ) к моему заявлению о том, что мне некогда сейчас сдавать задачи, отнёсся с пониманием всего, посоветовав, кстати, мне сдать до конца хоть что-нибудь и убедиться, насколько всё станет проще. Вообще-то молодец мужик. И как лектор, и как человек. Фадин (кванты), как всегда, поохал и поставил такое условие: он согласен принимать задачи в январе, но только после основного экзамена. Видимо, это было сделано, дабы в наказание лишить меня надежд на красный диплом. (Он ведь тоже был не в курсе, что такие угрозы для меня уже неактуальны.) Я тут же, за пару секунд в уме всё передумав, честно сказал, что в таком случае ему придётся принимать у меня задачи даже после первой пересдачи. Образовский (ФСС) сказал, что будет принимать у меня задачи непосредственно перед экзаменом по его предмету, дабы не отвлекать от подготовки к другим. Логично.
За один день мне пришлось признаться в своём поражении четырём людям.

Итого. Я встретил новый год с незачётом по спецу и тремя недопусками. Я, отличник. Я, металлист. Я, патриот Универа.

Кажется, на четверо суток я уехал домой. Рассудив тактически, всё это время я посвятил ботанью ММФ. Что-то решил, что-то не решил, по чему-то сформулировал вопросы. Вернувшись, я несколько дней готовился к повторной сдаче ускорителей. И сдал. Но у меня остался осадок, что пятёрка была мне дана также в качестве подачки. Впрочем, не всё ли равно? Я своего добился.

В несколько приёмов я получил допуск по ММФ за три дня до экзамена и сдал его на пять. Правда, экзаменатор долго хотел поставить мне четвёрку, но каждый раз это предлагалось в форме: "Да ладно, давайте я Вам 4 поставлю, и всё". Однако настолько честно и тупо сдаваться я не могу. Я получил свою пятёрку, уйдя с экзамена одним из последних. У меня всё ещё оставались надежды на повышенную стипендию.

Следующей веселухой по программе была ФСС. (Кванты шли самым первым экзаменом, но мне ведь было запрещено его сдавать, поэтому на них я пока забил.) Допуск я получил только в день экзамена. Топовые однокурсники должны помнить, как я выходил из аудитории, где они получали свои пятёрки, с ненормальным видом и словами: "Поздравьте меня, теперь я могу сдавать экзамен". На самом деле это, конечно же, была глупая попытка обратить стыд в шутку. Вообще-то в течение этой сессии, как и на протяжении всей универской жизни, широкая общественность видела меня только ржущим во всю глотку. Вот только в те два-три месяца это был не смех, а истерика. Впрочем, если они ничего не понимали, это и к лучшему. Люди любят победы.
Но мне было позволено сдать ФСС во второй день экзамена. Чем я и воспользовался. Никогда, никогда не ботайте до глубокой ночи перед экзаменом! Мне сильно хотелось спать, и я забыл многое из того, что, казалось, знал раньше. Сдавал я лектору - Беклемишеву - и о нём не скажу ничего плохого. Будь я на его месте, я бы оценил свой ответ на 3. Он же решил поставить мне 4. Я, разумеется, попросил 2 - он молча пожал плечами и поставил.

Потом я таки занялся квантами. Несколько дней я решал эти задачки с перерывами на еду и редкий сон. Вернее, я пытался их решать. Фадин - наш препод - просто отвратительный человек. Я испытывал к нему сумбурный животный страх - да, такое было. Я боялся, что он начнёт разговор "за жизнь", и, когда обнаружит, что мне эта самая физика не сдалась ни на кой кроме оценки, начнёт меня гнобить. А что может сделать студент против профессора?
Сейчас-то я знаю, что. Но тогда я был на год моложе и глупее.
Как раз в этот период я и понял: я знаю, что такое ад. Это жизнь впустую. Когда никто не понимает твоих целей. Когда все, все, кому не всё равно, - говорят либо шепчут: "Отпусти, брось, сдайся, тебе это не нужно, чёрт с ним". И при этом искренне считают, что желают мне добра... А те, кто являются немногими исключениями, - молчат и смотрят в ступоре, потому что боятся поверить. Ведь в нашем обществе принята ориентация на серость, на то, что будет благом для большинства. И поддерживать кого-то в его антипопулярных стремлениях кажется неприличным.
Часть задач я сдал. Ещё по нескольким, решав их в последний подход двадцать часов подряд, я получил резюме, что несу чушь и совершенно не разобрался в теме.

Я не мог присутствовать на пересдачах - в это время были зимние петрозаводские сборы, и у меня даже мысли не возникало, что их можно пропустить из-за какой-то там сессии. Ведь я чувствовал глубокую ответственность за своих. От Универа нас туда отправлялось две команды - NSU#1 для прокачки перед финалом и мы в качестве мяса. Тренеры дали мне втык за то, что я плохо учусь. Я только ответил, что это мои проблемы, и пускай они не волнуются. Товарищи смеялись надо мной. Вообще-то поводов поиздеваться хватало всегда и без неудачной сессии. Они - программисты, я - нет. Они - такие, как все, я - какой-то не такой. Продолжать не буду - умный поймёт и с этого момента, а дурак не оценит. Добавлю ещё только, что аналогичные проблемы в общении с людьми у меня были и в Лицее с тамошними информатиками-олимпиадниками.

Мы вернулись в феврале. У меня было две вторые пересдачи, и к одной из них ещё нужно было получить допуск. Я был единственным студентом на курсе, который на тот момент ещё не был допущен к квантам.

Кое-как я выцарапал свой допуск. Семестр, между тем, уже начался. Вторая пересдача по квантам была назначена на вечер 16 февраля. (Небольшая ремарка - 15 числа у меня как бы день рождения, и в этот год я провёл его хуже некуда.) Ох не надо было с утра идти на пары. Я опять забыл даже то, что казалось азбучными истинами. Мне поставили трояк. Как последнему раздолбаю, на второй пересдаче, когда я перед ней только-только получил допуск... Эпично, что и сказать. Отказываться не имело смысла - эта оценка лишила меня стипендии (которая даже на тот момент ещё имела шанс быть повышенной), но не шла в диплом. В тот день я впервые сумел выпить в одного полбутылки водки и не испытать наутро ни малейшего признака похмелья - видимо, мироздание прониклось к моей персоне жалостью, противной обеим сторонам, и решило, что с меня хватит.

19 февраля я сдал ФСС на отлично и поставил точку в истории пятой сессии. Стипендии не было. Шансы на средний балл 5.00 оставались. Глаза мои на отношения в команде - как настоящей, так и предполагаемо-будущей - ещё отказывались открываться.

flashback, Универ

Previous post Next post
Up