Mar 01, 2016 14:39
Очередной страшный, резонансный случай (убийство ребёнка) сотряс российский интернет. Государственные телеканалы предпочли промолчать. Немедленно возник вопрос, надо ли о таких вещах рассказывать по телевизору?
Как мне кажется, надо, но в формате заявлений официального следствия. Не в формате новостной строки, рождая того или иного рода истерию на тему домыслов и слухов, выдавленных из этой строки, а в формате уже собранной конкретной информации о причинах и мотивах.
После новости без подробностей одни скажут про сумасшедшую няню и поднимут вопрос о контроле государства за тем, каких вообще нянь нанимают родители и как их надо проверять на профпригодность и контролировать (а вместе с нянями учителей и других людей, задействованных в работе с детьми).
Другие скажут про понаехавших из Узбекистана и других республик бывшего Советского Союза трудовых мигрантов, которые угрожают стабильности нашей страны. И это уже другая тема для истерии. В этой версии, как бы кому не казалось, разговор не только про ислам. Есть же немало нянь из христианских стран, неблагополучие которых заставляет их отправляться на заработки в Москву и другие российские города. Тут можно поднять волну про то, что и у них могут быть причины для ненависти и убийства наших детей. Например, у нянь украинских.
Третьи включат пластинку про радикальный ислам и ИГИЛ. Кому-то может показаться, что это та же пластинка, что и про трудовых мигрантов, но, в действительности, это ещё одна плоскость. И она будет самой популярной, ибо это самые удобные лозунги для разного рода националистов (в большинстве своём откровенных фашистов).
Лозунги ясны: «Поднимайся страна на праведную войну с исламом!» В голове уже картинки с новыми крестоносцами, глаза православных людей, налитые кровью, погромы московских мечетей и прочие акты борьбы, призванные не решить, а усугубить проблему. Ведь продолжение межнациональной и межрелигиозной розни - это усложнение проблемы.
Реальность такова, что нет и не может быть в современном мире какой-то эффективной борьбы христиан (буддистов, атеистов и далее по списку) с плохими мусульманами (радикальными исламистами). Её неэффективность определяется одной простой вещью: неизбежный переход этой борьбы в борьбу с исламом вообще. При чём большинство поднимающихся на эту борьбу подменяют её нюансы изначально. Борьба со злом изначально выражается в борьбе с конкретной национальностью и религией. Соблазн фашизма, чтобы кто ни думал, всегда крайне высок в любой борьбе. Нам это знакомо и по покрытым пылью примерам (уничтожение советского народа началось с борьбы немецких фашистов с коммунистами в Германии), и по более свежим (как-то ведь борьба с Януковичем трансформировалась на Украине в борьбу с москалями, то есть русскими).
Кому-то может показаться, что я тут пытаюсь призвать не бороться с радикальным исламом, но в действительности я пытаюсь лишь обрисовать контуры единственного возможного способа борьбы с ним и победы в условиях современного мира.
Чтобы не раздражать соответствующую аудиторию приведу для начала пример из немного другой области.
Как раз пару недель назад я размышлял о проблематике русских туристов за рубежом. Про крикунов «Тагил!», ставших лицом России в разных странах мира, и породивших некое предвзятое отношение к нашим туристам. Каждый раз, сталкиваясь с ним во время путешествий, я всегда думаю: «Что же вы всех под одну гребёнку? Нельзя же так!»
Главное, мне всегда было непонятно, как правильно эту проблему решать, а тут внезапно я увидел простое решение: это не иностранные власти должны урезонивать норов конкретного пьяного русского, когда он крушит столики в турецком отеле широтой хмельной души. Не немец или англичанин должен делать замечания и брать огонь на себя. Ни одни, ни другие, ни третьи не разбираются в нюансах этой самой души (им зачастую и непонятно, где грань между русской радостью и пьяным безумием).
Это нормальный русский турист должен урезонивать ненормального русского туриста. На своём языке, своими способами, радея за имидж общей страны. А все другие национальности могут в этом максимум посодействовать адекватному русскому человеку. А начинается эта борьба внутри страны правильным воспитанием.
В борьбе с радикальным исламизмом всё тоже самое. Это нам отчего-то начинает казаться, что на Ближнем Востоке просвещённый христианский мир борется с исламской угрозой (США и НАТО как будто бы так и норовят перевести конфликт в эту плоскость). В действительности, там умеренный ислам борется с радикальным исламом. Люди одной веры, собственно, решают, каким будет будущее их религии. Все, кто пытаются перевести конфликт в иное русло - работают на деградацию ситуации, а не на её разрешение.
Войска Башара Асада, теснящие ИГИЛ с помощью нашей авиации - это не христиане и не атеисты. Это мусульмане точно так же отстаивающие свою религию. Это не Россию, Европу или США в первую очередь пытается уничтожить выпущенный из бутылки джин радикального исламизма. Это их, умеренных мусульман, и их взгляд на ислам пытаются стереть с лица земли (и они это хорошо понимают), потому что только тогда, когда эта задача будет решена, станет возможным реализация идей Великого Халифата. Это в громких пропагандистских лозунгах фигурирует борьба с неверными исламу. В действительности к реальной реализации этой задачи невозможно приступить без истребления исламу верных.
Точно так же украинский фашизм не может бросить полноценный вызов русским России, не решив вопрос русских Украины, которые яростно сопротивляются на Юго-Востоке. Точно так же прежде чем достигнуть успехов на мировой арене немецкий фашизм должен был решить вопрос немецкого коммунизма и других идеологий, оказывающих ему яростное сопротивление и борющихся за другую Германию, за других немцев.
Нам правильная борьба с радикальным исламом знакома не понаслышке. Много копий было сломано и много людей погибло в Чечне, прежде чем созрело понимание, что надо бороться не с исламом, а против радикалов с помощью ислама. Другого ислама, настоящего ислама, который способен профессионально разбираться в тонкостях этой религии и развернуть борьбу на главном фронте - идеологическом.
Способен ли русский имперец, христианин, националист (или кто угодно ещё) вступить в главную борьбу на арене исламского мира - в борьбу за умы детей и подростков мусульман? Очевидно, не способен. Это могут сделать мечети, имамы, родители и просто люди, исповедующие умеренный ислам. Настоящий ислам. Подобно тому, как на идеологическом поле русский (или украинский, или какой угодно ещё) патриотический фашизм побеждается только подлинным патриотизмом. И других способов нет, потому что не могут ничего объяснить и доказать подростку, любящему свою страну, те, кто свою страну не любят. Нет общего языка.
Не может националистический журнал, выпускающий статьи про чурок и мусульман-мразей, достучаться до молодой аудитории огромного исламского мира. А без этого проблема решается только истреблением этой аудитории (именно поэтому националистический подход к решению этого вопроса всегда заканчивается откровенным фашизмом).
Но эти журналы\газеты\каналы\журналисты\пропагандисты способны сделать (и делают) кое-что другое. Сузить коридор выбора для молодых мусульман. В этом смысле показательна история Шарли Эбдо. Расстрел редакции и последующая истерия «Я Шарли!» с маршами известных политиков сослужили самую лучшую службу ИГИЛ и другим представителям радикального исламизма.
Когда по улицам Парижа идут толпы с соответствующими лозунгами, когда политики (в том числе исламские политики) заявляют: «Я Шарли!» - у любого мусульманского подростка возникает ложное ощущение о том, что есть всего два варианта: либо к Шарли, либо к ИГИЛ. Одни занимались святотатством, другие попытались (пусть с нарушением закона) встать на защиту пророка.
Данную идеологическую ловушку способен разрешить только умеренный ислам формированием третьего варианта: можно не быть Шарли, можно не поддерживать издевающихся над нашим пророком, но при этом, чтобы остаться мусульманами, верными себе и своим корням, не обязательно поддерживать и убийц, вставших на путь джихада. Не надо предавать свою религию, чтобы дать правильные оценки расстрелявшим журналистов, ведь в этом смысле поддержка радикального ислама является точно таким же предательством и своей религии, и своего пророка.
Считаю, что именно опыт войны в Чечне, позволяет нашей стране на данном историческом этапе наиболее точно и верно действовать на Ближнем Востоке. Мы не начинаем войну с исламским миром, мы вступаем в войну, идущую в нём, выбирая сторону. Мы идём в этой войне рука об руку с силами, которые способны её выиграть, с силами умеренного ислама Башара Асада и других ближневосточных стран.
И, как ни странно, не крикуны националистических лозунгов (которые тоже сужают выбор для молодёжи в плане вариантов борьбы с угрозой точно так же, как сужают этот выбор радикальные исламисты, показывая на весь мир вполне определённое лицо ислама) и не бритоголовые, накаченные мальчики фашистского толка станут последним форпостом между нами и исламскими террористами. Им станут умеренные мусульмане Чечни и Кавказа в целом. Им умирать в этой войне первыми и, когда падут они, шансов у нас почти не останется. Поэтому любой, кто сеет ненависть к исламу и мусульманам в целом работает на поражение, а не на победу в сложнейшей войне нового времени. В ней, прежде всего, мягкий ислам (и ближневосточный, и наш, а на самом деле один общий) должен разобраться со своим смертельным врагом - радикальным исламом. Ведь вменяемые мусульмане уже прекрасно понимают, что стоит вопрос их выживания.
И в этом смысле текущий украинский конфликт абсолютно про то же самое. Мы не можем по западному образцу начать там СВОЮ войну. В ИХ войне мы можем поддержать одну из сторон в борьбе с фашизмом. Никак по-другому этот вопрос решён быть не может. Будущее Украины сформируют её граждане. Только они могут объяснить своей молодёжи и детям, что хорошо, а что плохо. Организм сам побеждает заразу в себе. Любой другой способ связан с уничтожением заражённого организма, то есть элементарным фашизмом.
Оба фашизма (и исламский в лице ИГИЛ, и вполне себе светский), вставшие вроде бы по разные стороны баррикад в очередном конфликте, будут работать всегда на одно и то же. Сужать выбор до двух вариантов. Современному обществу стараниями пропагандистов и одной, и другой стороны предлагается выбрать между двумя фашизмами. Никакого гуманизма, демократии, либерализма, коммунизма, ислама (и так далее) в их речах нет. Там только фашизм, спорящий лишь по вопросу о том, кого именно будем истреблять.
Единственный враг фашизма - это адекватные люди (самых разных идеологий), а любая истерия и любые громкие лозунги резко сокращают их количество. Это и надо понимать всем, включая журналистов. Вопрос ведь не в правильных и неправильных СМИ, вопрос в том, к чему новости и статьи, которые они доносят до мира тем или иным способом, ведут. К победе в этой войне или к поражению.
В конце концов, журналистика - это всего лишь одно из средств борьбы и в каждом вопросе для начала надобно разобраться, кто с кем борется и как правильно использовать средство, чтобы одна из сторон победила.
Покуда эти простые вещи не будут поняты и взяты на вооружение большинством, доброй альтернативой поражению в этой войне будет не победа, а её продолжение. Она будет означать, что готовые бороться ещё остались и у мира, продолжающего хоронить своих детей, есть шанс.
новости,
история и политика,
размышления,
политика