Россия, которую мы потеряли

Aug 30, 2016 09:42

Оригинал взят у pudgik в Россия, которую мы потеряли
Совершенно блестящая статья в "Коммерсанте" о "России, которую мы потеряли" и о жизни в стране без абортов, контрацепции, зато с высочайшей духовностью и осознанием своей исторической миссии.
Детская смертность в обществе, где нет возможности избежать нежелательной беременности выглядит ВОТ ТАК. Разве что в современном мире получается не так наглядно, потому что есть антибиотики, смеси, септика и асептика. И обратите еще внимание: никакие меры "сделать так, чтоб мать привязалась к ребенку", никакое стимулирование этого процесса у потенциальных отказниц не помогало. Если человек не хочет или не может по той или иной причине растить ребенка - он не будет этого делать. А бравурные отчеты о "165 рожденных младенцах" для многомиллионного мегаполиса это разговоры в пользу бедных и не более того.

"Открыла путь к разрушающему нравственность злу"
Отчего постоянно рос тайный принос младенцев

16.05.2016



1 июля 1891 года был прекращен тайный прием детей в Московский и Петербургский воспитательные дома. Случилось это потому, что с 1888 года количество подкидышей только в Москве за год достигло 17 000 и исчерпало все возможности для их призрения. А царская семья к тому времени убедилась, что способа уменьшить принос младенцев в учреждение, которому она покровительствовала больше века, найти так и не удалось.

Светлана Кузнецова

"Непринужденным образом принудить"

Проблема старика и старухи из сказки про Снегурочку уже при Петре I выглядела надуманной. Зачем было обзаводиться таким ненадежным ребенком, когда вокруг было полно сирот и еще больше детей, рожденных вне брака? Рождение внебрачных детей представляло собой серьезную головную боль для власти. Чтобы не поощрять блуд, принимались разного рода ограничительные меры в отношении незаконнорожденных и их матерей. Но как только их вводили, возрастало число убийств незамужними женщинами своих новорожденных. Царь-реформатор решил, что государственное призрение подкинутых младенцев - самое лучшее решение. А считая, что большая часть монахов - "тунеядцы суть", задумал распределить детей по монастырям. В 1724 году Петр I указал:

"Несколько монастырей определить, где всех сирот обоего пола принимать обоих сортов, то есть без призрения после родителей оставших и подкидышей, или явленных таких, которых воспитывать, мужеского до 7 лет, а потом отсылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств: пряжи, шитья, плетенья кружев (для чего надлежит выписать из Брабандии сирот, которые выучены в монастырях)".

Для мальчиков старше 7 лет надлежало построить особые училища, поскольку в женских монастырях "им быть неприлично", "где обучать сверх веры и заповедей Божьих цифири и геометрии". Но сначала обо всех монастырях нужно было собрать обстоятельные сведения. Дело затянулось. А после смерти царя-преобразователя проект похоронили.

Сорок лет спустя, вместо того чтобы развивать сеть сиропитательных заведений по всей России, личный секретарь Екатерины II И. И. Бецкой основал в Москве учреждение для взращивания "третьего чина народа" - купцов, ремесленников, мещан - из безродных детей.

В первые же месяцы своего существования Московский воспитательный дом, открывшийся 21 апреля 1764 года, столкнулся с жестокой реальностью: оказалось, что "многого числа хороших кормилиц сыскать трудно". К сентябрю в штате Дома состояло лишь 14 кормилиц - для нескольких сотен принесенных младенцев. Почетному опекуну князю Сергею Васильевичу Гагарину была направлена просьба о том, "чтобы находящихся у него в команде поблизости Москвы волостях кормилиц за плату несколько непринужденным образом принудить". Но деревенские кормилицы в Дом не спешили. Пришлось выкармливать младенцев молоком коров и коз из рожка. К концу года из 523 несчастнорожденных, как назвал их И. И. Бецкой, 424 ребенка умерло. Неженатый бездетный Бецкой сделался специалистом по вскармливанию младенцев. В письме к обер-директору Г. Г. Гогелю он советовал разбавлять козье молоко водой, требовал, "чтобы посуда и тряпки для доения были постоянно чисты, для чего должна быть вода всегда под руками". О питании детей старше двух месяцев он писал доктору воспитательного дома И. Н. Янишу:

"Я видал, как хорошо кормленная и с сосцами в чистоте содержанными приученная коза, входя в комнату к ползающим младенцам, довольно на полу простиралась и охотно им дозволяла молоком нагруженное свое вымя высасывать; ребятишки, ею вскормленные, все бодры и здоровы были".

Кормилицы, взяв детей из Дома и возвратясь в деревню, кормят этих детей не грудью, но рожком

Но превратить воспитательный храм в козью ферму не получилось, и в 1767 году из принятых 1089 младенцев 1073 умерли. Поэтому опекунский совет решил раздавать детей за плату по деревням.

В открывшемся 1 октября 1770 года Петербургском воспитательном доме возникли те же проблемы: количество приносимых детей ежедневно росло, кормилиц катастрофически не хватало. Были дни, когда на одну женщину приходилось по четыре-пять младенцев. В Московском доме "лишних" детей измученные кормилицы неласково называли налишниками.

Поток сдаваемых в воспитательные дома малышей рос год от года. Причиной тому, конечно, было неслыханное по своей щедрости обещание И. И. Бецкого, что "все дети и их потомство на вечное время вольные" будут. И крестьянки, и солдатки понесли своих чад к дверям воспитательных домов - к дверям в светлое будущее.

После смерти Бецкого, в 1796 году, Екатерина II решила изменить правила существования благотворительного заведения.

"С протечением времени,- писала она в Московский опекунский совет,- практически открылось, что Воспитательный Дом не может ни вмещать, ни воспитывать всех приносимых младенцев, а по необходимости раздает их на воспитание в деревни, почему и нужно сделать штат, сколько содержать и воспитывать можно в Домах здесь и в Москве, а затем остающихся отдавать на воспитание по деревням... Детей, приносимых в Воспитательные Дома сверх штатного числа в оных предполагаемого, по невмещению их там, отдавать на воспитание по деревням, где с самого начала бытия своего, обозрев себя в поселянской жизни, и не должны уже быть извлекаемы из сего состояния, умножение которого Государству толико полезно".

Восьмилетних детей было решено раздать ремесленникам по всем губернским городам в обучение. Но воплотить эти нововведения в жизнь Екатерина II уже не успела.

Взявшая после ее смерти под свое покровительство оба воспитательных дома супруга Павла I императрица Мария Федоровна пришла в ужас, узнав, что за 30 лет их существования из 65 000 пригретых детей уцелело только 7 000. Императрица принялась исправлять ситуацию. Прежде всего она решила прекратить убийственное раннее кормление младенцев молоком животных. Чтобы привлечь кормилиц, получавших за свой труд 1 руб. в месяц, с апреля 1797 года им увеличили жалованье до 2 руб. в месяц, а с октября - до 3 руб. Крестьянам, взявшим ребенка на воспитание в деревню, решено было платить 18 руб. в год. Если младенец доживет в семье кормилицы до трех месяцев, императрица повелела выдавать еще 1 руб., за здорового полугодовалого опять рубль, по исполнении года - 2 руб., если доживет до пяти лет - еще 2 руб., и при возвращении шестилетнего ребенка в воспитательный дом семью обещали наградить 6 руб. Мелкий чиновник в Петербурге тогда получал 5 руб. в месяц. В 1798 году императрица обратилась к московскому митрополиту, прося его "о склонении кормилиц к приходу в Дом для вскормления младенцев". А чиновники воспитательных домов объехали сельских священников и попросили их во время служб приглашать крестьянок в кормилицы к несчастнорожденным.

Но только через четыре года в обоих воспитательных домах число кормилиц наконец пришло в соответствие с числом приносимых младенцев, а крестьянки стали регулярно разбирать их по деревням. На заработки в воспитательные дома потянулись и горожанки: мещанки, солдатки, жены ремесленников.

"В совершенной нищете содержат их"


"Я видал,- писал Бецкой,- как коза, входя в комнату к ползающим младенцам, охотно им дозволяла молоком нагруженное свое вымя высасывать"

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

Счастливчиков, которые будут жить и учиться в воспитательных домах, было решено иметь не более 500 в каждом. Остальные до трех лет должны возрастать по деревням вокруг столиц у кормилиц, а потом отправляться в казенные и государевы удельные деревни к "благонадежным и доброго поведения крестьянам" на воспитание.

"По истечении 17 лет,- указывала императрица,- мальчиков снабжать домом, участком земли для обрабатывания лугов, кроме того для посева - семенами. Выдавать им деньги на покупку земледельческих орудий и такие питомцы уже делаются казенными поселянами".

Девочкам при выходе замуж полагалось 25 руб. на приданое. В 1799 году в деревнях вокруг Петербурга оказалось 6 769 питомцев. Но директор барон Икскуль был вынужден констатировать:

"Хотя бы плата кормилицам за сохранение жизни детей была бы и удвоена, то все-таки это не приведет к желаемым результатам, ибо из неоднократных наблюдений оказалось, что кормилицы, взяв детей из Дома и возвратясь в деревню, кормят этих детей не грудью, но рожком и к прекращению этого обмана нет возможности придумать какие-либо меры...многие не выдерживают в избах страшную нечистоту и вредный воздух".

И в 1802 году Мария Федоровна обратилась к Опекунскому совету:

"Опытностью доказано, что все еще в великом числе умирают дети; при осмотрах же по деревням оказывается, что крестьяне весьма дурно, даже в совершенной нищете содержат их, обращая исключительно все даваемые им деньги и вещи в собственную токмо свою и семей своих, а не воспитанников пользу... Правда, что посредством принятых вновь мер к отправлению грудных младенцев по деревням, сберегается их в большем числе, против прежних времен, так что ныне по пропорции умирают они более на втором, нежели на первом году возраста их, в совершенную прежних лет противоположность. Но по отнятии их от груди остаются в руках крестьян-воспитателей своих и тут настает великая трудность или, лучше сказать, невозможность предохранить их от всех вредных следствий небрежения и алчности".

Императрица предложила основать в Гатчине особый сельский воспитательный дом на 700 человек и забирать туда из деревень детей, достигших двухлетнего возраста.

"В деревне их показывают умершими"


"Постоянно умножающийся принос детей в Воспитательный Дом, прекращающий почти всякую возможность снабжать Дом достаточным числом кормилиц"

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

При поступлении в воспитательный дом на ребенка надевали шнурок с костяной или свинцовой пластинкой, на которой обозначались дата рождения и его индивидуальный номер,- таким образом, родственники, чиновники и врачи могли его опознать. Но при проверках подопечных в деревнях часто оказывалось, что номерки "потерялись" и отличить питомца от крестьянского ребенка теперь нет никакой возможности. И с 1817 года "секретно родившим" дамам, приложившим к оставляемому ребенку 100 руб., воспитательные дома стали давать гарантии, что ребенок не будет отправлен в деревню, а окажется среди 500 счастливчиков, растущих в столице. А участь сосланных в деревни могла быть ужасной. "Современные известия" в 1869 году писали:

"Как правительство не запретит московским скопцам... набирать несовершеннолетних мальчиков для лавочной прислуги, а скопчихам набирать несовершеннолетних девочек для домашней прислуги и для работ на своих поясных заведениях? Известно, что главная промышленность скопчих поясные заведения; на них они работают шелковые и бумажные пояса и тесемку. На таких заведениях работает от 20 до 50 девочек и по времени они все оскопляются; пора догадаться и запретить скопцам брать к себе несовершеннолетних детей. Запрещение это послужило бы к искоренению этой секты. Мальчики и девочки эти большей частью питомцы Московского воспитательного дома, отдаваемые на воспитание в деревни; там скопцы покупают их у воспитателей рублей за сто серебром - дорогую цену для мужика. В деревне их показывают умершими, а у скопцов они живут под другими именами и с другими паспортами; скопцы великие мастера обделывать такие дела, да с вольными деньгами у нас и труда большого нет это обделать".

В деревне их показывают умершими, а у скопцов они живут под другими именами и с другими паспортами

продолжение следует

This entry was originally posted at http://pudgik-gratti.dreamwidth.org/1273979.html. Please comment there using OpenID.

репродуктивное принуждение, репродуктивные права, история

Previous post Next post
Up