Я планировала написать комментарий к
посту фрау Цапки, но получилось так много букв, что в комментарий все не влезло, и так много мыслей, что хочется вынести это отдельным постом.
Мне нравится чувствовать себя красивой. Нравится чувствовать, что мое тело - не "второй сорт", что оно может быть оценено окружающими и мной самой как однозначно хорошее. Имея опыт бытия (а точнее - самоощущения) именно не вписывающейся в стандарты, именно выраженно некрасивой, очень хочется ощутить и обратную сторону - которая включает в себя улыбки окружающих и прочие бонусы. Это приятно само по себе, а еще это компенсация за то время, когда было наоборот.
Но мне не нравится, когда внешность становится основой самоопределения, когда ей уделяется повышенное внимание. Даже положительное. Я бы хотела иметь выбор между "акцентировать внимание окружающих на своей внешности" (например, сделать синие дреды, или надеть вечернее платье, или нарисовать сценический грим, или сделать еще что-то, направленное на окружающих, на их внимание) и "вообще никак не затрагивать тему внешности" - нормальное состояние.
Мне нравится стильная одежда, продуманные образы - поэтому мне нравятся и "красиво стареющие", и плюс-сайз в секси-кружевах, и "русские красавицы" с косами и в длинных юбках, и многое другое. Мне нравится красота как явление, мне нравится искать ее (и находить) в неожиданных местах. Поэтому я за то, чтобы говорить о том, что красота многообразна.
Мне не нравится, когда красота становится обязанностью. Когда у кого-то появляется обязанность радовать чей-то взгляд. Когда кто-то считает себя вправе диктовать другим, как и когда выглядеть и вообще быть. Когда не-делание (отсутствие усилий для создания красоты) воспринимается как негативное действие (саботаж и намеренная провокация), выбор "быть некрасивой" вместо нейтрального выбора.
Я воспринимаю красоту (ту, которую делают, а не ту, которая по случайности досталась сама) как подобие маскарада. Почему бы и не нарядиться в этот образ, если есть настроение и возможности. Но если нет - то за этим не должны следовать никакие санкции. Даже в виде поджатых губ и нарочитой холодности.
Есть еще один момент, который мне сложно сформулировать, но он кажется мне важным.
Попробую на примере. У меня есть длинная белая юбка в розовый цветочек. Чисто "наряжательная" вещь. Ну и к ней белая же футболка и шляпа. Романтичный красивый образ. Вот я надела все это и пошла на улицу. То есть, специально нарядилась так, что это привлекает внимание. Я чувствую себя красиво, вижу, что окружающим это тоже нравится. И все хорошо. А вот рядом со мной останавливается старичок, причмокивает и говорит мне "вах". (без сексуальных тонов и жестов). С одной стороны, приятно - это положительная оценка, да и в целом ожидаемо - ну, привлекаю же внимание.
С другой стороны - мне неуютно от этого внимания. Я чувствую вторжение. Вообще-то, несмотря на то, что я хотела быть красивой, я не хотела открывать и уменьшать свои границы, мое тело все еще осталось моим телом, и я не хочу его обсуждать с посторонними людьми (да вообще ни с кем не хочу) даже в положительном ключе. (а еще, возможно, я подозреваю, что если развивать тему, окажется, что это вот сейчас я вах, а обычно - фу).
Вот, кажется, получится сформулировать. Мне не нравится, что красота кажется поводом для объективизации. Красивое приятно мне - значит, я имею право к этому прикоснуться или что-то еще сделать. Но это не так. Если я сама не высказала такого пожелания ("расскажите мне, что вы думаете о моем образе в юбке"), то вообще-то это все еще не ваше дело.
И то же самое с обратной стороной. Специально ли я отрастила себе толстые ляжки (я про себя, не про кого-то еще), или нет, они все еще остаются моими, и выходя на улицу с этими толстыми ляжками напоказ (да, даже в мини-шортах), я все равно не делаю запроса на их обсуждение и оценку.
Но почему-то не нейтральный вид (а эта нейтральность еще и различается для разных людей, социальных групп, культурных контекстов и тыды и тыпы) воспринимается многими как приглашение, как открытие границ, как разрешение на публичную оценку и какие-то действия по этому поводу. Я регулярно вижу странные аргументы в обсуждениях чужих фотографий "ну ты же САМА выставила их в интернет, значит, теперь мы можем говорить что хотим". Вообще-то, нет, не можете. Мое тело остается моим вне зависимости от того, куда я выставляю его изображение. Если вдруг я его выставила на чужой территории, можно сказать "я не хочу, чтобы оно было здесь, убери". Если эта общая территория (например, открытое сообщество), можно попросить спрятать под кат или поставить предупреждение - но уже только попросить. Если вам тычут этим в лицо (в буквальном смысле слова), вы можете толкаться или вызвать полицию. Ни в какой из ситуаций вы не можете поливать грязью или рассказывать свои сексуальные желания по поводу этого тела. Кроме прямого запроса (или не прямого, но явного, при уверенности, что вы правильно поняли хозяйку тела и знаете, что она не против).
То есть, кратко: красота бывает разной. Красота - это хорошо. Никто не обязана быть красивой и вообще что-то делать и думать по поводу красоты. Красота - не нейтральное состояние, и не обязанность, отсутствие красоты не является неприличным, провокативным и каким-то еще. Как и отсутствие огромного зеленого кролика на голове.
Ни явная красота, ни явная некрасивость (что субъективная, что более-менее объективная) не является приглашением себя обсудить (а тем более что-то делать).
А, еще. Откуда может браться вот это "х тоже красиво". В обществе существует какой-то негласный запрет на самовыражение с помощью внешности для всех нестандартных (а стандартом стала красота, то есть всех не красивых). Помните обсуждение полной женщины в костюме Лары Крофт? Если бы она была стандартной (стандартно красивой), ни у кого бы не возникло никаких эмоций по поводу ее желания надеть любой костюм. Это нормально для "нормальных" людей - иногда наряжаться, веселиться, делать фотографии себя. Но так как она не является стандартно-красивой - ей как бы нельзя самовыражаться с помощью внешности. Ей как бы нужно спрятаться, скрыть факт наличия у нее тела вообще.
А так как вообще-то наличие нестандартного тела не делает человека бестелесным, ей все равно хочется наряжаться. Кому-то все равно хочется иногда нарядиться сексуально (дома с партнером(кой) или в публичном пространстве, где это может быть уместно), кому-то смешно, страшно, величественно, грозно, надеть костюм любимого персонажа, строгой учительницы или веселой девчонки. Но нельзя. И тогда проводится попытка растянуть границы тех, кому можно. Потому что это может быть очень тяжелым - все время пытаться быть незаметной. Желание быть заметной (в какие-то моменты), желание самовыражения - это очень естественные желания, присущие, наверное, всем, начиная с того момента как человек вообще становится способной осознать себя. Даже младенцы, еще не умеющие говорить, уже могут пытаться что-то рисовать на себе или нахлобучивать на голову горшок вместо шляпы.
То есть желание растянуть границы красоты - оно может быть желанием растянуть границы свободы.
Опять-таки пример. Как человек с толстыми ляжками, я очень долго не могла надеть шорты или короткую юбку. Был запрет внутри меня, были неприязненные взгляды извне, ну и так далее. Круглый год я ходила в джинсах (и спала в пижаме). Это было неприятно, потому что джинсы и вообще штаны - одежда не универсальная. В жару хочется раскрыть как можно больше тела , например. Я знала, что не могу надеть короткое из-за формы ног. Поэтому я ненавидела свои ноги, отношение общества к полноте, и так далее. Но вообще-то проблема была не в ногах, а в том, что мне жарко. Потом я резко похудела, ноги стали обычными (а субъективно вообще тощими), и шорты уже не казались неуместными. Я надела их и перестала думать о ногах вообще. Хотя они не стали идеальными (ну хотя бы на них были растяжки и кожа слегка висела), но они были такими, с какими "можно". И их красота перестала меня волновать. То есть, в целом, мне не было нужно, чтобы мои толстые ноги признали красивыми (хотя мне этого хотелось). Нужно мне было, чтобы исчез запрет на открытость, чтобы у меня появилось больше свободы в выборе одежды. Сейчас, например, я снова поправилась (не так сильно, как раньше), и уже немножко выхожу за пределы нормы. Но принятие себя (благодаря, кстати, не в последнюю очередь этому сообществу, и также нескольким другим со схожей тематикой) у меня выросло, и хотя бы внутренние запреты уменьшились. (доказательством является то, что я пишу этот текст, и мне не стыдно говорить в нем публично о том, что у меня вот такие и сякие "недостатки") Поэтому я хожу в коротких юбках - но мои ноги меня не волнуют. Потому что вообще-то мне от ног нужно было, чтобы они исполняли свои прямые функции, и мне при этом было комфортно. А принятие их в касту "нормальных" или "красивых" на самом деле было только средством для достижения комфорта.