"Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову - отдельно от тела, так и не следует лечить тела, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботится о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке. Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова, и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу, дорогой мой, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы, и в области всего тела... Пусть никто не вздумает убеждать тебя излечить ему голову с помощью этого лекарства, если прежде он не даст тебе подлечить с помощью заговора его душу. "Нынче, - сказал он, - распространенной среди людей ошибкой является попытка некоторых из них лечить либо одним из этих средств, либо другим" (Платон, 380 до н.э.)
По материалам книги Джеймса Холлиса "Душевные омуты"
"...если человек скажет, что он ошибался, и признает свою вину за совершенный им выбор и его пагубные последствия - это не только будет проявлением мудрости, но и станет единственным путем, который в конечном счете принесет ему облегчение.[...]
Бремя прошлого лишает нас сил и возможности сделать новый выбор.[...]
Для человека, созревшего для подлинного осознания своего чувства вины, переживание признания является очень существенным, оно включает признание ущерба, нанесенного себе или другим. Возможно, сначала человек объективно не понимает причиненного им вреда, но когда он сможет его признать, его сознание должно четко сказать: да, я это сделал, да, это получилось из-за меня, да, я несу за это ответственность. У социопатов и людей с некоторыми психическими отклонениями деятельность Эго нарушена так, что они не могут взять на себя такую ответственность; им остается лишь лгать не только другим, но и себе, периодически проецируя ответственность на окружающих.
Широко распространено ложное представление о том, что психотерапия в основном занимается осуждением родителей или социально-экономических условий, а не решает проблемы, актуальные для человека здесь-и-теперь. Хотя в основном наша личность формируется под влиянием родителей и окружающих условий, сущность терапии заключается в том, чтобы помочь человеку признать свою ответственность за сделанный им выбор, за свою собственную жизнь. Все остальное является увиливанием от состояния истинной взрослости. Такое признание может быть смиренным, даже молчаливым, но дальнейшее отрицание или отсутствие осознания вины привязывает человека к его прошлому, лишая его всякой надежды на изменение. Поэтому большая часть работы в программе «Двенадцать шагов» основана на прекращении человеком отрицания, принятии им ответственности за свою жизнь и, насколько возможно,- на искуплении причиненного зла.
Искупление возможно далеко не всегда. Многое из того, что сделано, исправить уже нельзя.[...]
Если же то, что сделано в прошлом, можно исправить, главное - это признать, что такое исправление имеет смысл лишь вместе с подлинным раскаянием. Иначе произойдет материализация души и в конечном счете мы ничего не добьемся. В большинстве случаев искупление становится символическим и при этом ничуть не менее реальным, оно несомненно представляет собой психологическое возвращение к тому, что хотелось бы исправить.
ВИНА, КАК ЗАЩИТА ОТ СТРАХА
Чаще всего, наверное, даже в подавляющем большинстве случаев, мы называем виной то, что в действительности виной не является в том понимании, о котором мы говорили выше. Чаще всего это связано с ощущением тошноты или ослепления, или с онемением конечностей. Очень важно, что такое ощущение часто вызывает психосоматические симптомы, которые всегда указывают на наличие скрытого комплекса. Признаком активизированного комплекса (который более подробно будет обсуждаться в главе 8) является избыточная психическая энергия человека по сравнению с той, которую требует данная ситуация; в таких случаях у него возникает соматическое расстройство и он переживает свои чувства телесно. Эти телесные симптомы указывают на то, что изменения в психике, которые происходят у человека, не достигают уровня его сознания.
Более того, значительная часть чувства, которое мы называем виной, является защитой против возрастания страха; это побочная реакция на переживание тревоги, с которой чувство вины в тот момент сливается настолько, что перестает от нее отличаться.
Чувство, которое называется виной, зачастую является защитной реакцией ребенка. Ощущение тошноты и внезапного холода - характерные состояния, возникающие у человека при рефлекторных воспоминаниях о детских скитаниях в пустыне родительского неодобрения. Словно при реальном внутреннем побуждении (например, при возникновении импульса гнева) «автоматически тянется рука», похожая на руку управляющего машиной человека, которая гасит это побуждение и этот импульс. Такая рефлекторная реакция может управлять жизнью человека, вызывая у него мучительные страдания от самоотчуждения. Например, чувство вины за сказанное когда-то «нет», по существу, становится защитой от возможного неудовольствия Другого, а потому активизирует огромную эмоциональную энергию.
Такая мнимая вина может появиться из опасений вызвать у других людей обиду, ревность, ярость, вожделение и целую совокупность других эмоций, составляющих содержание Тени. Юнг заметил, что если у человека отсутствует Тень,- а это значит, что он ее не осознает и тщательно от нее защищается,- то этот человек является ограниченным. Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе. Представим себе программу «Двенадцать шагов» для «восстановления хороших людей», в процессе которой человек рассказывает о том, как проявлял искреннюю доброту в последнюю неделю и одновременно сожалел об этом; или же как, решив перестать быть хорошим, он почувствовал вину.
Вина как защита от глубокого страха не позволяет человеку быть самим собой. Она отражает не поддающуюся измерению власть ранних ограничений. И она дает человеку шанс вновь обрести инициативу. В моменты, когда человек ощущает вину, его следует побудить задать себе вопрос: «От чего я защищаюсь?» Как правило, объяснение человека сводится к страху, что реализация принятого им решения кого-то сделает несчастным.
Чтобы стать в реальном мире настоящим человеком, а не эмоциональным хамелеоном, следует определить для себя систему приоритетов; желание доставлять окружающим удовольствие не должно занимать в ней главенствующее место. Страх, поднимающийся из глубины души человека, может захлестнуть и переполнить его, потому что этот страх зародился еще во время чрезвычайной эмоциональной детской уязвимости. Так как энергия никуда не исчезает, а остается в бессознательном, она может прорваться на поверхность с парализующей силой. В такие моменты человек не живет в настоящем, а находится в состоянии детского бессилия. Человек забывает, что с тех пор он стал взрослым, который при сознательном поведении может принимать значимые решения и вызывать у окружающих неудовольствие, если сочтет это необходимым.
Поскольку такая вина является мнимой виной, а не мужественным признанием своей неправоты в отношении окружающих, возможно, человеку вполне достаточно проработать сопутствующий страх, чтобы достичь состояния взрослости. Оказаться во власти чувства вины - значит все еще быть привязанным к своему детству. При осознании природы этого тошнотворного чувства такая сильная привязанность перестает быть бессознательной, а следовательно, приемлемой.
*******************************************************************************
Напишу, как я понимаю этот текст.
Можно бесконечно долго, после любого из видов абьюза, лечить соматические проявления в виде ПТСР и депрессии, если не лечить душу. Душа способна исцелятся, так же, как и тело. И психотерапия - это всего лишь один из инструментов врачевания души. К другим относятся: ведение дневника, сбор информации, общение с так же пострадавшими людьми, художественные книги, фильмы, театр и многое многое другое.
Достаточно большое время уходит на сбор и осознание информации. Наверное так происходит из стереотипа, что психопаты - это дядьки, бегающие по улице с топором за своими жертвами, а твой партнер - он "нетакой". И вот женщина уже свободно оперирует такими терминами, как абьюз, газлайтинг, нарциссическое расстройство личности, идентификация с агрессором - явление теперь имеет описание, и даже признано, что партнер самый что ни на есть - такой...и... женщина упирается в колоссальное, всепожирающее чувство вины.
Первый виток спирали вины - "я что-то сделала не так", пусть он абьюзер, но как-то же мы жили, значит я не дообслужила, не дотянула, не справилась. И здесь только запись ФАКТОВ поступков обеих сторон способна вывести женщину на следующий виток спирали вины: "как я могла так вляпаться", "ведь давно все очевидно и понятно", "ведь звоночки были", "да я такая умница, а тут" и т.д. За этой виной скрывается огромный страх. Я считаю, что это страх признать свою вину перед самой собой, за нанесенный себе ущерб, который возник из-за длительного пребывания в отношениях абьюза.
Этот страх ранее заставлял женщину надеется, что психопатическая личность исправится, или оценит ее по достоинству; заставлял бесконечно работать над собой и усовершенствоваться.
Тем, кто пережил абьюз, надо пережить искреннее раскаяние перед самой собой, признать, что много много раз было совершенно предательство себя самого из-за страха потерять любимого человека, из-за страха столкнуться с ужасными проявлениями Другого, психически нездорового человека. Именно на этом страхе, как на балалайке, много лет играл абьюзер. И тогда появится душевные, энергетические ресурсы, не только определить систему своих приоритетов, но и защищать свою систему ценностей. А это приведет к тому, что прекратится бессознательная, неприемлемая привязанность к нездоровому индивиду, которую он сформировал, манипулируя чувством мнимой вины. Эта мнимая вина базировалась на вашем хроническом чувстве тревоги, которое преследует любого, кто проживает с личностью, имеющей патологию психики. Абьюзер всегда внушает своей жертве чувство вины, но это - мнимая вина.
И, исходя из написанного Холлисом, можно понять, что абьюзер никогда не испытает чувство искреннего раскаяния за содеянное.
Вот он спектр чувств, который проживают люди, попавшие в абьюз.
P.S. то, что я написала не имеет никакого отношения к "самадуравиновата". Я об искреннем диалоге с самой собой; здесь вина, о которой я говорю - реальная вина, как форма ответственности."закономерное развитие личности включает признание соответствующей вины, т.е. принятие на себя ответственности за последствия своего выбора, каким бы бессознательным в свое время он ни был."(с) Дж. Холлис.
"Если задача индивидуации заключается в расширении сознания, никто из нас не может позволить себе легкомысленно ощущать душевный комфорт невиновности" (с)
Никто добровольно, осознанно и осмысленно не выбирал себе абьюз. Но это произошло. И долго не имело описания и понимания. Но если человек знает уже, что с ним произошло, или происходит, то продолжать или нет абьюз - это осмысленный выбор.
Реальная "вина" жертв абьюза - они не имели знаний о таком явлении, не имели представлений о стереотипах гендерного воспитания и возможно еще что-то. Это как врач, который ошибся с диагнозом, потому что ну даже не мог не ошибится - не было знаний о редкой болезни. Я знаю, о чем говорю - далеко не сразу в свое время был поставлен диагноз моему сыну..и это был 13 случай в мировой детской практике. Шансов у многих врачей поставить верный диагноз не было. Но это их вина - не знание законов не освобождает от ответственности. Об этом моя статья.
Берегите себя!