По материалам книги Джеймса Холлиса "Душевные омуты"
"Разумеется человеку трудно даже подумать о личностном развитии и самоутверждении, если он находится в глубине душевного омута. Оказавшись в депрессии, он ощущает недостаток энергии, не видит ясного пути своего развития, теряет надежду на возможность перемен. Вместе с тем мы можем заметить, что в наших страданиях присутствует определенная логика. Депрессия, если она имеет эмоциональную основу, а не вызвана биологической предрасположенностью, оказывается важным сигналом нашей психики, что она недовольна нашим выбором.
Юнг прекрасно понимал терапевтическое значение депрессии, он считал, что в самой глубине страданий человек может обнаружить для себя задачу. Осознание и решение этой задачи может привести к восстановлению уверенности, индивидуальной целостности и обретению смысла, который вызовет у нас ощущение личностного развития и обновления. [...]
Существует мнение, а может быть, навязчивая фантазия, что цель жизни заключается в том, чтобы найти свое счастье.[...]
Западному мышлению всегда было свойственно различать то, к чему мы стремимся, и те ограничения, с которыми нам приходится сталкиваться.[...]
Бесконечна мольба, возносящаяся из разверзшейся пропасти между ожиданиями и реальным опытом. Человек, по-видимому, стоит перед тяжелым, но неизбежным выбором: то ли стоически выдержать страдания, связанные с существованием этой пропасти, и вести себя героически, то ли сетовать на превратности судьбы. Но юнгианская психология, а также практика ее применения, пробуждающая человека для личностного развития, предлагает иную перспективу, основанную на идее, что целью жизни является не счастье, а смысл.
В какие-то моменты жизни мы можем испытывать ощущение глубокого счастья, но это ощущение является эфемерным и не может возникнуть ни в результате усилия воли, ни вследствие слепой надежды. Юнгианская психология, как и большинство великих религиозных учений и известных мифов, на основе которых она сделала многие свои открытия, утверждает, что именно душевные омуты и бесконечные страдания становятся той почвой, в которой зарождается смысл. Еще 2500 лет тому назад Эсхил сказал, что боги вынесли людям жестокий приговор: только страдания могут привести их к мудрости.
Не испытывая страданий, через которые, согласно божескому промыслу, приобретается психологическая и духовная зрелость, человек остается неразумным, инфантильным и зависимым. Кроме того, многие наши пагубные зависимости, идеологические пристрастия и неврозы являются формой избегания страданий. [...]
Древние говорили, что религия нужна тем, кто боится оказаться в аду; а духовность - тем, кто там уже побывал. Пока мы не увидим существующую разницу между тем, что мы жаждем испытать, и тем, что мы испытываем, пока мы осознанно не поставим перед собой цель достижения высокого уровня духовности, мы будем всегда стремиться избегать, отрицать или воображать себя жертвами, малодушными и недовольными собой и окружающими.
Идеи, устремления и практика юнгианской психологии исходят из того, что не существует залитых солнцем лугов и уютных уголков для безмятежного сна: есть душевные омуты, где большую часть жизни и пребывает наша природная сущность и где зарождаются многие значимые события нашей жизни. Именно в этих омутах формируется и крепнет душа, именно в них мы сталкиваемся не только с тяготами жизни, но и с ее достоинством, и ее глубочайшим смыслом.[...]
Однако вся ирония заключается в том, что современная психология часто обращается только к наблюдаемому поведению, сводится к неким статистическим моделям и структурам, подлежащим реорганизации, или к биохимическим аномалиям, требующим медикаментозного лечения. Хотя эти методы лечения достаточно важны и приносят определенную пользу, они редко учитывают самые глубинные потребности человека, т. е. смысл его жизни. Любая терапия, не затрагивающая проблемы души, в конечном счете обязательно окажется поверхностной независимо от того, какое облегчение она приносит сначала.
Юнг полагал, что невроз "в конечном счете следует понимать как страдания души, не раскрывшей своего смысла"4. Заметим, что он указывал не на страдание, а лишь на ощущение бессмысленности жизни, от которого невроз становится защитой. Вместе с тем Юнг считал невроз "мнимым страданием". Аутентичное страдание - это адекватная реакция на столкновение с острыми гранями бытия.[...]
Симптомы, таким образом,- это выражение желания исцеления. Вместо того чтобы подавлять их или вытеснять, человеку нужно понять, какая травма проявляется через них. Тогда эмоциональная травма и мотивация к ее исцелению могут внести свой вклад в расширение сознания. [...]
Как пишет Каротенуто:
Зрелость не столько стремится к тому, чтобы избежать отвержения, сколько к тому, чтобы избежать новых иллюзий… Если мы успешно преодолеем тревогу одиночества, нам откроются новые горизонты и в конечном счете мы научимся жить независимо от других." (с)
***********************************************************************
Я напишу, как я понимаю этот текст.
Безусловно, человек, переживший абьюз, не виноват в этом. Всякие утверждения о скрытых бессознательных импульсах жертвы, провоцировании жертвой насилия в свой адрес и т.п. я считаю несусветной ересью, преследующей только одну цель - оправдать насильника и агрессора.
Но так случилось, вы пережили насилие, абьюз. Вы признаете, что вам, как человеку, нанесен непоправимый ущерб. И с этого момента наступает персональная, личная ответственность - выбраться из этого. Приложив все свои силы, выбраться.
Как-то мы шли с детьми в кино. И мой младший сын остановился на фоне рекламы фильма. Для меня это был жуткий период в моей жизни. Надпись на плакате гласила: "Лучший способ отомстить - остаться в живых".
Люди, пережившие абьюз, еще долго-долго борются с его последствиями. Самые яркие проявления - это ПТСР и депрессия. И, на мой взгляд, эти проявления - нормальные следствия пережитого. Очень глубоко и по-человечески понятно, как не хочется проживать такие душевные состояния, ведь и так уже настрадались и натерпелись за период абьюза. Но, не в зависимости от нашего желания, мы проживаем это. Наша задача состоит в том, чтобы такие состояния не стали нашей жизнью, не превратились в нашу личность. Депрессия и ПТСР - это симптом, лакмусовая бумажка, свидетельствующая о пережитом насилии. Любые "негативные" эмоции, такие как гнев, ревность, агрессия, страх являются сигнальными; они означают, что в отношении нас совершается что-то плохое; что само общение с человеком, вызывающим эти эмоции, плохо и опасно для нас.
С нами уже произошло что-то ужасное, а чем нам сигналит наше душевное и физическое состояние. Наша задача - выбраться из этого, родившись заново. Это возможно. И это путь душевной, духовной работы и врачевания себя. В конечном итоге, всем нам хочется радоваться жизни, а не переваривать/переживать снова и снова травму абьюза.
Травма абьюза - это реальное, аутентичное страдание. Это жуткая рана, нанесенная другим "человеком". Реакция людей, переживших такое столкновение с чудовищными проявлениями Другого - нормальна. Более того, я считаю аномальным отсутствие страдания после прежитого абьюза, потому что это говорит о работе психзащит, таких как отрицание, расщепление и рационализация. А такое положение дел однозначно приведет к соматическому выходу травмы, потому что травма всегда ищет выход (иногда этот выход социально неприемлем и жесток по отношению к другим людям). Испытываемое страдание, после выхода из абьюза, не говорит о том, что у человека выработалась психология жертвы, не говорит о том, что он теперь безвольная тряпка или слабая никчемная личность. Наоборот, наличие страдания (ПТСР и депрессии) говорит о человечности, о том, что его душа жива и ищет исцеления!
Берегите себя!