1534.ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «РОБИНЗОН КРУЗО», 1954
19.12.2024, четверток, 00:31
Как-то раз у сына Луиса Бунюэля в интервью спросили: Какой любимый фильм был у вашего отца, из тех что он снял? Сын, не задумываясь, ответил: «Робинзон Крузо», отец обожал одиночество, и это наверняка любимая его картина. Вообще маэстро Бунюэль редко ставил фильмы о старых временах, а тут ведь XVII век! Но несколько таких у него есть. И они не хуже других. «Робинзон Крузо» роман просветительский, тогда как Бунюэль был сюрреалистом. Но он дал здесь несколько типично сюрреалистических фишек. И вот они.
Первая, когда Робинзон, попав на остров, хочет выпить яйцо, вынутое из гнезда. Он его надрезает - а там живой птенчик! Вторая, когда герой желает выпить воды, но кружка пуста. Он вытряхивает ее, и оттуда падает громадный паук. Бунюэль и пауки это отдельная тема. Сам мастер в мемуарах признавался, что эти насекомые всегда одновременно привлекали его и отталкивали. Он их до жути боялся, но нутром чуял, что паук важный образ для иррационального, что в свое время и доказал блестяще дедушка Фрейд. Ну вот. Есть еще эпизод, где Робинзон бредит в горячке. В видениях ему является родной отец. Робинзон просит у него воды, а тот в гневе швыряет бочку с водой на землю. Все выливается. Отец уходит.
Великий роман Даниэля Дефо (1660-1731) был впервые опубликован в 1719 году. Он прославил автора, написавшего свыше пятисот произведений. Один единственный роман. Вот как круто писатель показал жизнь Робинзона и вот какой беспроигрышный сюжет он выбрал! Эта книга - гимн несгибаемому человеку, который в дичайших условиях не сошел с ума и не помер, а показал себя выносливым и трудолюбивым. Робинзон на острове дошел до того, что сам выпекал хлеб. Он провел там двадцать восемь лет и вернулся-таки в родной Йорк, и потом с ним случились другие приключения, о чем Дефо и написал вторую часть. Но она уже не пользуется успехом.
Бунюэль с радостью ухватился за историю Робинзона на острове. Он выжал из длиннющего текста все, что нужно для полуторачасового фильма. Поскольку Робинзон на острове большей частью молчал - пока не освободил Пятницу - режиссер придумал, что его размышления будет читать закадровый голос. В сей картине он нисколько не противоречил замыслу Дефо. Человек действительно способен на многое. И пусть для сюрреалистов мыслить подобным образом было не характерно, однако, глядя ленту, убеждаешься, что так оно и есть.