Групповые и персональные выставки художниц.

Jan 11, 2024 00:12





В последние несколько лет выставки художниц, как современных, так и Старых Мастериц стали проходить все чаще. Среди этих мероприятий есть как групповые, так и персональные выставки. Первые интересны тем, что дают возможность узнать о творчестве, личности и биографии сразу нескольких художниц, вторые хороши тем, что знакомят с жизнью и искусством какой-то одной художницы, раскрывая все грани ее таланта. На групповых выставках могут быть представлены работы художниц, становление которых происходило в разных условиях, живших в разные исторические эпохи, творивших в разной обстановке, работавших с разными материалами и техниками и имеющих разное происхождение. Именно такой была выставка "Дамы От Искусства. История женщин в искусстве XVI-XVII вв" (Le Signore dell'Arte.Storie di donne tra '500 e '600). Выставочное пространство было разделено на 5 секций, у каждой из них своя тематика. Первая секция посвящена художницам из "Коридора Вазари", вторая - художницам монахиням, в третьей секции расположились работы участниц тех или иных художественных династий, в четвертой - художницы, принятые в ту или иную Академию Искусств, а пятая была целиком и полностью посвящена Артемизии Джентилески.



Впрочем, для таких выставок, как By Her Own Hand и Making Her Mark, тоже было характерно тематическое разделение по секциям, но работы многих художниц встречались сразу в нескольких секциях. Таким образом, выставочное пространство было подобно гобелену, в котором каждая художница и ее работы были как нити, равномерно переплетенные между собой без преобладания той или иной личности над другими.

Другой интересной особенностью групповых выставок работ Старых Мастериц является сопоставление произведений, отличающихся одно от другого по размерам или используемым техникам и материалам. Так, на выставке By Her Own Hand можно было увидеть картину Артемизии Джентилески «Лот и Его Дочери» размером в человеческий рост и миниатюрный автопортрет Софонисбы Ангвиссолы всего 8.3 × 6.4 см.





Разнообразие техник и материалов на выставках также было очень велико. Помимо живописных полотен, выполненных в технике маслом на холсте, были представлены работы маслом на меди, миниатюры,эмали, пастели, гуашь или акварель и темпера на пергаменте, рисунки, наброски и гравюры. Наибольшим многообразием отличается творческое наследие Элизабетты Сирани. Среди созданных ею произведений есть картины маслом, наброски и рисунки пером и тушью или сангиной и углем а также гравюры.

На выставке Making Her Mark были показаны альбомы для набросков и блокноты, а также печатные издания. Каждое из них было открыто на определенной странице. Благодаря использованию цифровых технологий остальные страницы демонстрировались на интерактивных панелях. Также были выставлены предметы прикладного искусства, такие как вышивка, кружева, гобелены, керамика и мебель. Нашлось место и для неожиданностей.Например, работы в технике резьбы по бумаге Анны Марии Гартуэйт, художницы, имя которой, как правило, ассоциируется с дизайном текстиля. Или украшение, изготовленное из человеческих волос Марией Анной Харви Боннелл и произведение в смешанной технике (человеческие волосы, акварель, филигранная резьба по бумаге), созданное ее сводной сестрой Софией Джейн Мэри Боннелл. А кроме того, вышитая картина авторства Мэри Линвуд, изображающая тигра и по виду неотличимая от живописи маслом и две работы в технике скручивания бумаги на библейские сюжеты (Святое Семейство и Агнец Божий), авторство которых неизвестно. Все это помогает понять, насколько разнообразно творчество Старых Мастериц и насколько широким спектром техник они владели.



Здесь вместе выставлены картина маслом кисти Софонисбы Ангвиссолы - портрет ее сестры Елены в монашеском облачении, рисунок художницы "Смеющаяся девочка и пожилая женщина с книгой" а также книга и две миниатюры (одна из которых выполнена на меди, а вторая на слоновой кости).



4 пастели Розальбы Карьерры с изображением Муз.



"Голова Мужчины. Копия с Античной Статуи". Рисунок Мариетты Робусти.



Две работы Барбары Регины Дицш, гуашь на пергаменте, ботаническая иллюстрация.



Странички из альбома рисунков и набросков Агнес Дольчи.



Материалы для создания кружева на выставке Making Her Mark



Набор фарфоровой посуды с изображением птиц Южной Америки, расписанный мастерицей Паулиной Рифер де Сурселлес, известной также как Мадам Книп. Рядом "Натюрморт с Попугаем" кисти Марии-Терезии ван Тьелен.



Работы Марии Анны Харви и Софии Джейн Мэри Боннелл

Не менее важно и то, что групповые выставки предоставляют возможность узнать о ране неизвестных художницах и посмотреть их работы. В случае с выставкой Making Her Mark это Catherine Brandinn, Agnese Dolci, Dame Ann Hamilton, Margaretha Helm, M.K.Herbert, Andrea de Mena y Bitoria, Laura Piranesi, Susanne Maria von Sandrart, Elizabeth Pieth Schmitz, Genevieve Taillandier и Sarah Stone.



"Сине-желтый Попугай Ара" кисти Сары Стоун, художницы-анималистки и иллюстратора.

Стоит также отметить, что персональные выставки не менее важны, чем групповые. Конечно, есть такие художницы, как, например, Гертруда ван Вин или Клаудия дель Баффало, из творчества которых известна только одна картина. Но у многих других, скажем, Элизабетты Сирани, Джованны Гарцони или сестер Воло достаточно работ, притом очень разнообразных как технически, так и тематически.При этом истории их жизни хорошо известны и достаточно интересны, чтобы организовать персональную выставку для каждой из них, на которой можно узнать об их жизни и творчестве.



Гертруда ван Вин "Портрет Отца Художницы, Отто ван Вина.



Клаудия дель Баффало "Портрет Сестры Художницы Фаустины.

От себя хочу добавить, что наряду с разнообразием тем и техник на групповых и персональных выставках художниц важно также обязательное присутствие произведений, которые подчеркивают незаурядность личности художницы. Например, автопортрет за работой и игрой на музыкальном инструменте или с книгой в руках, а также библейские сцены с участием сильных героинь. Не менее важно знакомить посетителей выставок с инновационным опытом художниц и рассказывать, в чем именно и с какими произведениями та или иная художница была первой. Но особенно интересно познакомиться с творчеством художниц, чьи художественные практики выходят зза пределы западных традиций (например, Китай и Япония).



новости искусства, история, ХХI век, история женщины, выставка

Previous post Next post
Up