Мари Виктуар Лемуан (
фр. Marie Victoire Lemoine;
1754,
Париж -
2 декабря 1820,
Париж) - французская художница,
живописец портретного и бытового
жанров.
Мари Виктуар Лемуан родилась в 1754 году в Париже. Две её сестры -
Мари-Дениз Вильер и Мари-Элизабет Габью - также были художницами
[2]. Живописи Лемуан училась у
Франсуа Гийома Менажо [2].
В 1779 и 1785 годах Мари Виктуар Лемуан выставила свои первые произведения в Салоне Корреспонданс (Salon de Correspondance)
[2][3]. Работа 1779 года представляла собой портрет
принцессы де Ламбаль, подруги
Марии-Антуанетты; тот факт, что Лемуан получила заказ на портрет принцессы показывает, что к тому времени она уже пользовалась определённой известностью
[2].
В 1791 году
Парижский салон впервые предоставил женщинам право выставлять свои картины, однако Лемуан этим правом не воспользовалась. Возможно, она довольствовалась скромной карьерой портретистки и миниатюристки, имея постоянную клиентуру
[2]. Лишь в 1796 году она впервые приняла участие в Салоне, и затем выставлялась в 1798, 1802, 1804 и 1814 годах
[2][3]. Представленные ей работы изображали детей и юных девушек с животными и птицами, отчасти в духе
Жана-Батиста Грёза, однако её картинам не свойственна излишняя
сентиментальность грёзовских портретов
[4].
Самой известной работой Лемуан считается «Мастерская художницы» (
фр. Atelier d'artiste), картина написанная в 1789 году и показанная в Салоне 1796 года
[5]. В течение долгого времени считалось, что на ней изображена
Элизабет Виже-Лебрен со своей ученицей - самой Лемуан. Однако впоследствии эта версия была подвергнута сомнению, так как, во-первых, центральный персонаж не имеет достаточного сходства с известными портретами Лебрен; во-вторых, маловероятно, что Лемуан - взрослая, состоявшаяся художница, никогда не называвшая себя ученицей Виже-Лебрен - стала бы выступать в Салоне с подобным «подношением» в её адрес. Возможно, что на картине Лемуан изобразила саму себя со своей сестрой Мари-Элизабет, или же что на ней изображена условная мастерская той эпохи, тогда как центральный персонаж может представлять собой персонификацию Живописи
[6].
Мари Виктуар Лемуан не была замужем, предпочитая окружение женщин-художниц
[6]. Она умерла 2 декабря 1820 года в Париже.