Ромейн Брукс - продолжение

May 01, 2018 17:14

ГЛАВА 5. НАТАЛИ БАРНИ

В 1915 Брукс познакомилась с американской поэтессой Натали Клиффорд Барни, которая стала ее возлюбленной и компаньонкой в течение пятидесяти лет.



Натали Клиффорд Барни и Ромейн Брукс (фото)

Они встретились в литературном салоне, Барни была вовсе немоногамна, ко времени встречи с Брукс у нее уже был длительный роман с Элизабет де Грамон, который продлится до самой смерти Грамон в 1954.
Брукс разрешала Барни случайные связи, сама заводя многочисленные романы, пока любовь к поэтессе не стала серьезной. Обычно Брукс, видя интрижки возлюбленной, просто уезжала из города, но однажды она предъявила Барни ультиматум:
"Выбирай, либо я, либо Долли Уайльд!" (племянница Оскара Уайльда, с которой у самой Брукс тоже был роман).
Отмечу, что Брукс была в связи и с бывшим любовником самого О.Уайльда - лордом Альфредом Дугласом. Как говорится, «все смешалось в доме Облонских». И Барни сдалась!
В то же время, Брукс не желала жить с Барни, как «семейная пара», Ромейн не любила Париж, презирала друзей Барни и чувствовала, что она сможет творить только в одиночестве.
Решено было построить летний дом на море, состоящий из двух отдельных крыльев, к которым присоединялась столовая, которую они назвали «Чертой Виллы». Сам домик получил название "написанная через дефис вилла".
Брукс также проводила большую часть каждого года в Италии, или путешествуя по Европе, то есть вдали от Барни. При этом они считались нежными и страстными возлюбленными.



Ромейн Брукс Амазонка. (Портрет Натали Барни) 1920 г.

Портрет Барни кисти Брукс под названием «Амазонка» считается одной из самых знаменитых работ художницы и является ярким примером выражения независимости персонажа и лесбийской нежности автора. Взгляд Барни на картине более мягкий, чем на других картинах 20х годов. Барни сидит, обмотанная шубой, во взгляде сожаление о том доме на улице Руэ Якоб, где она жила и держала салон. В окне весь двор засыпан снегом.

Брукс часто использовала изображения животных в своих картинах для дополнения характеристики своих героинь. Так Барни изображена с с маленькой скульптурой лошади, которая указывает на любовь Барни к конным прогулкам. Названием картины «Амазонка» стало прозвище Барни, данное ей бывшей любовницей Э. де Гурмон.

ГЛАВА 6. ЖЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ БРУКС.

С 1920 до 1924, большинство портретов Брукс изображало женщин, которые находились в социальном кругу знакомств Барни и посещали ее литературный салон.
Попадались, конечно, и мужские портреты.





Ромейн Брукс Портрет Жана Кокто 1914 г.
Ромейн Брукс Портрет герцога д*Альба 1925 г.
Ромейн Брукс Две девушки 1914 г.

Труман Капоте, посетивший студию Брукс в в конце 1940-ых, конечно, преувеличивал, заявляя, что увидел "небывалую галерею всех известных дам с 1880 по 1935 годы». Тем не менее она много рисовала и своих любовниц, и любовниц Барни.




Ромейн Брукс Портрет Элизабет де Грамон 1924 г.
Ромейн Брукс Портрет баронессы Эмилии д*Эрларгер 1924 г.




Ромейн Брукс Охотница 1920 г.
Ромейн Брукс Маркиза Казати 1920 г.

Она имела краткую любовную связь с пианисткой Ренатой Боргатти, которую изобразила в 1920 на картине "Рената Боргатти за фортепиано".



Ромейн Брукс Рената Боргатти за пианино 1920 г.

Одновременно Брукс рисовала возлюбленную Барни - Элизабет де Ланукс и свою любовницу Уну - Леди Трейбридж. Отмечу, что большинство этих картин изображает женщин в мужском образе.



Ромейн Брукс Уна, леди Трейбридж 1924 г.

Помнится, в 1903-м Брукс потрясла своего первого и единственного мужа, от которого осталась только фамилия, тем, что коротко подстриглась и заказывала у портных для себя мужскую одежду. В середине же 1920-ых короткие женские и ношение пиджаков и жакетов обычно с юбкой - было признанной модой, названной в модных журналах, как " мужской стиль".
Женщины, подобные Брукс, одевая мужские костюмы, не пытались уподобиться мужчинам, а хотели сделать свою сексуальность видимой другим.
Яркий тому пример мужские наряды Марлен Дитрих в 1940х!
Загадкой для зрителя стал портрет художницы Глюк (Ханны Глюкштейн).



Ромейн Брукс Питер, юная английская девушка 1923-24 г.г.

Глюк, английская художница, которую Брукс написала приблизительно в 1923, была отмечена современной прессой исключительно за стиль одежды, а не за ее картины. Она ярко пропагандировала мужской стиль, нося брюки во всех случаях, даже в тех, которые еще не считали приемлемыми в 1920-ых. Пресса писала, что она ультрасовременна и ее переодевание в одежду другого пола - не более, как художественная оригинальность.
На портрете Брукс изображена в накрахмаленной белой рубашке, шелковом галстуке и длинном черном пальто. Правой рукой она держит мужскую шляпу.
Брукс рисовала это «мужское снаряжение» с тем же вниманием, что и пляжные зонтики и страусиные перья "La Belle Еpoque».
Глюк изображена хладнокровной и спокойной, как бы настаивая на том, что она - серьезный художник. Ее внешность является настолько гермафродитной, что трудно идентифицировать ее как женщину без помощи названия картины. Хотя и оно дает двусмысленность изображения - Питер - мужское имя (так художница называла себя) и следом юная английская девушка (женский род!).

Брукс была прекрасным портретистом, который знал, как показать внутреннее существо своей модели. Ее работы не только замечательные примеры современной портретной живописи, но и редкий материал для того, чтобы понять европейское общество в начале 20-ого столетия.
В воспоминаниях Барни пишет, что однажды героиня одного из портретов, увидев свое изображение, упрекнула Брукс: "Вы не украсили меня", на что Брукс тут же ответила: "Я облагородила Вас!"
Все же Брукс не всегда облагораживала своих героинь. Поразительный пример - ее портрет Эльзы де Вольф.



Ромейн Брукс Портрет Эльзы де Вольф 1920 г.

Она нарисовала де Вольф палитрой «бледного фарфора», в не совсем белых, но и не в розовых, платье и шляпе, напоминающей ночной колпак. Белый керамический козел, помещенный на столе рядом с локтем, как будто, копирует ее жеманное выражение лица.

Брукс не приняла новейшие художественные направления (футуризм, кубизм), вкусами она осталась в эпохе символизма, по манере была близка в своей портретной живописи к Эдуару Мане и Уистлеру. Критики считают, что влияние иллюстраций Обри Бёрдслея, сказалось на ее портретах Иды Рубинштейн.
Художница оставила портреты дам прекрасной эпохи, своих возлюбленных, часто в мужской одежде (как одета и она сама на автопортрете 1923 г., вероятно, самой известной своей картине).
Никогда Брукс не была более честной, как автор, чем в своих автопортретах, и особенно в автопортретах 1905 и 1923 годов.




Ромейн Брукс Автопортрет 1905 г.
Ромейн Брукс Автопортрет 1923 г.

Автопортрет 1923 года имеет мрачный тон. Брукс изобразила себя в сделанном на заказ по собственному эскизу пальто для поездок, перчатках и цилиндре. Позади нее - разрушенное здание в сером и черном тонах. Единственные яркие пятна - помада и красная лента Почетного легиона, которую она носила на отвороте, напоминают картину «Крест Франции».

Не будучи вынужденной продавать свои работы, чтобы поддержать себя финансово, она рисовала свои картины «почти резкими в их честности» - темные, приглушенные цвета серых тонов рождены под влиянием творчества Джеймса МакНелла Уистлера и собственного несчастного детства.
"Моя мертвая мать стоит между мной и жизнью" - сказала художница в 1958 году.
Это был внутренний конфликт, рожденный эмоциональными проблемами, которые перенесли ее брат и мать, и которые повлияли на ее дальнейшую жизнь и работу.

ГЛАВА 7. ОТ УСПЕХА К ЗАТВОРНИЧЕСТВУ.

В 1925 прошли ее выставки в Лондоне, Париже, и Нью-Йорке. После 1925 Ромейн почти не занималась живописью, после 1935 прекратила заниматься и графикой.
В этот период Брукс нарисовала только четыре картины, включая портреты Карла Ван Вечтена в 1936 и Мюриэль Дрейпер в 1938.



Ромейн Брукс Портрет Мюриэль Дрейпер 1938 г.

Тем не менее, в 1930 Брукс начала ряд более чем 100 рисунков людей, ангелов, демонов, животных, и монстров, сформированных из непрерывных кривых линий.
В рисунках 1930-х, используя "непреднамеренную" технику, напоминающую автоматический рисунок, Брукс заметно сблизилась с сюрреализмом А.Массона.
Она говорила, что «начиная линию, она не знала, куда она пойдет», и что рисунки "развиваются от подсознательного».




Ромейн Брукс Идиот и ангел 1930 г.
Ромейн Брукс Отъезд 1930 г.




Ромейн Брукс Руки 1930 г.
Ромейн Брукс Хозяйка свиньи 1930 г.

В 1937 году Брукс покидает Париж и переезжает в Италию, на виллу возле Флоренции. Италию она всегда считала своей родиной, но к тому времени там уже пришел к власти фашиствующий Муссолини. В 1940 году, убежав из оккупированной Германии Францией, к ней присоединилась Барни.

После того, как Вторая мировая война закончилась, Брукс отказалась возвращаться в Париж с Барни, говоря, что она хочет "возвратиться к живописи", но фактически после войны она оставила искусство. Она потеряла интерес к продвижению собственных работ на выставки, оставив за Барни право размещать ее картины в галереях.

Начиная с 1950-х годов, Брукс не выходила из состояния депрессии, жила в затемненной квартире, практически не виделась с людьми, страдала от паранойи.
Брукс написала автобиографию "Неприятные воспоминания", которая никогда не была издана. Биография художницы «Между мной и жизнью» была написана Мерил Секрест вскоре после ее смерти.

Барни продолжала часто посещать Ромейн, но к середине 1950-ых она должна была останавливаться в гостинице, встречаясь с подругой только на завтраке, поскольку та не пускала ее к себе в дом. Брукс все время боялась, что кто - то украдет ее картины и рисунки и что ее шофер планирует ее отравить. В 1965 в письме Барни Ромейн предостерегала подругу, чтобы та не сидела на скамьях в ее саду, поскольку деревья питаются ее жизненными силами: «Деревья - наши враги, они высасывают мои силы». В следующем году Брукс полностью прекратила общаться с Барни, оставляя без ответа ее письма и отказываясь открыть дверь, когда Барни ее навещала.

В последние годы жизни Брукс обосновалась на юге Франции в Ницце, где и умерла в 1970 в возрасте 96 лет. Похоронена в Ницце на кладбище Пасси.
Интерес критики к творчеству Ромейн Брукс возродился в 1980-х годах, а затем усилился под воздействием феминизма.

Источник

портрет, Франция, США, 20 век

Previous post Next post
Up