Ромейн Брукс - начало

May 01, 2018 17:11




Ромейн Брукс Автопортрет 1912 г.
Ромейн Брукс (фото)

Французская художница американского происхождения, работавшая также в Англии и Италии.
Родилась Беатрис Ромейн в Риме в богатой семье американцев Генри Годдарда и Эллы Уотерманн. Ей было дано второе имя по городу рождения. Дед по материнской линии был мультимиллионер Айзек Ватерман. Она была младшей из трех детей в семье Годдарда, правда родители развелись перед ее рождением.

ГЛАВА 1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ.

Она провела несчастливое детство, страдая от неуравновешенной матери, к тому же больной тяжелым диабетом. Все внимание мать уделяла ее брату, который был психически болен. К брату девочка была чрезвычайно привязана, оберегала его и как бы себя с ним отождествляла. Мать жертвовала всем, включая и дочь, чтобы вылечить своего безумного сына. Она оставила Ромейн своей прачке, сняв ее семье квартиру в Нью-Йорке, а сама с сыном поехала лечиться в Европу. Через некоторое время мать перестала высылать деньги за квартиру и выходить на связь, семья прачки решила вернуть девочку, но Ромейн не говорила им, где жил ее дедушка из страха, что ее вернут матери.
После того, как «приемная» семья нашла дедушку, Ромейн провела несколько лет в Епископальной школе - интернате, и позже, год в школе женского монастыря.
Временами, правда, мать брала ее в Европу, чтобы помогать следить за братом, управлять которым становилось все тяжелее.
Став взрослой, Ромейн именовала себя "ребенком-мучеником".

В 1893 Ромейн оставила семью и уехала в Париж. Получая скудное пособие от матери, она брала уроки пения, какое-то время даже пела в кабаре. В возрасте 21 года она предъявила судебный иск матери и выиграла ренту, которая позволила ей учиться в Италии с 1896 до 1899.

В Риме Ромейн вела самый бедный образ жизни, будучи студенткой отделения гуманитарных наук, часто просто голодала. Для того времени необычно было, чтобы женщины-художницы рисовали обнаженные модели. Ромейн, как единственная студентка в классе, столкнулась с тем, что позже назовут преследованием за сексуальную ориентацию, поскольку часто рисовала обнаженных девушек.

Летом 1899 она арендовала небольшую студию в самой бедной части острова Капри, который был очень недорогим местом, чтобы жить, и в котором располагалась колония художников.

ГЛАВА 2. НЕУДАЧНОЕ ЗАМУЖЕСТВО И ПОЕЗДКА В АНГЛИЮ.

В 1901 умер ее брат. Она возвратилась домой, чтобы помочь убитой горем матери, которая умерла год спустя после осложнения диабета.
В 1902 Ромейн получила огромное наследство, которое было разделено между ею и старшей сестрой, и которое позволило ей жить по собственному желанию.

В этом же году вышла замуж за неудачливого пианиста и переводчика Джона Брукса. Он был геем и любовником Сомерсета Моэма, к тому же находился в финансовом затруднении. Брак для Брукса имел удобство, поскольку он таким образом скрывался от возмездия суда, постигшего ранее Оскара Уальда (того посадили в тюрьму за гомосексуальные связи).

Сама Ромейн к этому времени поняла, что она бисексуальна. Биограф художницы пишет, что супруги ссорились с первых дней, и когда Ромейн остригла волосы и заказывала мужскую одежду для себя, запланировав совершить тур по Англии, и когда муж отказывался появляться публично с ней в таком виде. Тем не менее, это был брак без взаимных претензий, и после года жизни супруги расстались.

В Лондон художница отправилась сама. В 1904 Брукс была неудовлетворенной своей работой, в особенности яркой системой цвета. Она сняла маленькую студию на Корнуэльском побережье и начала учиться воспроизводить градации серого цвета. Когда группа местных художников попросила, чтобы она провела неофициальную выставку своих работ, она показала только те работы, на которых она экспериментировала с серой краской. С тех пор, почти все ее картины были во власти серого, белого и черного. Она нашла свою палитру. Ее серость стала ее художественным почерком. Поэт д’Аннунцио позже объявил ее "самым глубоким и мудрым дирижером серости в современной живописи".

ГЛАВА 3. ПАРИЖ. ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА.

В 1905 Брукс переезжает в Париж, где знакомится с другими американскими эмигрантами, а также с европейскими аристократами, художниками, писателями и светской богемой. В Париже Ромейн Брукс держалась в стороне от авангардных художников Монпарнаса и Монмартра, снимала квартиру в фешенебельном шестнадцатом округе. Здесь она рисовала портреты как незнакомых, так и знаменитых женщин, включая свою возлюбленную в то время, принцессу де Полиньяк.

В 1910 прошла ее первая персональная выставка в престижной Галерее Durand-Ruel, на которой были выставлены тринадцать картин, почти все портреты женщин или молодых девушек.



Ромейн Брукс Уборщица 1904 г.




Ромейн Брукс Черная шляпка 1907 г.
Ромейн Брукс Мадам Эрразурис 1908-10 г.г.



Ромейн Брукс Тишина 1910 г.




Ромейн Брукс Портрет Жанны Филл 1910 г.
Ромейн Брукс Дебютантка 1910-11 г.г.




Ромейн Брукс Портрет дамы в трауре 1910 г.
Ромейн Брукс Балкон 1910 г.

Картины были натуралистическими, показывая детали и моду Belle Еpoque, с пляжными зонтиками, вуалями и сложными шляпами. Брукс включила в экспозицию и две картины нагих дам, это был провокационный выбор для художника - женщины в 1910 году.



Ромейн Брукс Красный жакет 1910 г.

На одной, «Дама в красном жакете», молодая женщина стоит перед ширмой, на ней только маленький открытый жакет, ее руки за спиной. Она настолько хила, и ее удрученный взгляд столь несчастный, что один современный рецензент назвал картину «Туберкулезница». Брукс описала ее просто, как "бедную девочку, которая замерзла".



Ромейн Брукс Белая азалия 1910 г.

Другая, «Белые азалии», является более сексуально заряженным портретом обнаженной женщины, откинувшейся на кушетке в студии Брукс. Критические обзоры после выставки сравнили картину с полотнами «Маха обнаженная» Франсиско Гойи и «Олимпия» Эдуара Мане.
В отличие от женщин на названных картинах, героиня «Белых азалий» отводит взгляд от зрителя, с отчетливо запрещающим выражением.
Выставка установила репутацию Брукс, как художника. Обзоры были экспансивны, а поэт Роберт де Монтескью назвал свою рецензию "Вор душ".
Тем не менее, Брукс разочаровалась в парижском высшем обществе, чувствуя, что люди шепчутся о ней за спиной, а в лицо балуют унылыми беседами.
Несмотря на успех, в это время она назвала себя в мемуарах «жертвой, забитой камнями».

ГЛАВА 4. ГАБРИЭЛЕ Д*АННУНЦИО И ИДА РУБИНШТЕЙН.

В 1909 Ромейн познакомилась с итальянским поэтом и политическим деятелем Габриеле д’Аннунцио, который приехал во Францию из Италии, сбежав от кредиторов. Они провели лето 1910 на вилле на побережье Франции в романтичном уединении. Поэт писал стихи, вдохновляясь картинами Брукс.



Ромейн Брукс Портрет Габриэле д*Аннунцио 1916 г.

Они год прожили вместе, но идиллия была разрушена, когда на вилле появилась ревнивая «хозяйка» д’Аннунцио. Любовники расстались, но их дружеские отношения оставались теплыми до самой смерти поэта.

В 1911 у Брукс начался роман с Идой Рубинштейн - балериной дягилевского «Русского балета», которую д’Аннунцио одержимо и страстно, но безответно любил (как все сложно в «датском королевстве»: любил одну, а спал с другой!).

Рубинштейн, страстно влюбившись в Брукс, вообще хотела купить удаленную от городского шума ферму во Франции, где они могли бы жить уединенно. Но этот способ жизни был неприемлем для Брукс, и к предложению Иды она не проявила никакого интереса.
В 1914 их отношения закончились. Тем не менее Брукс рисовала балерину чаще всех своих моделей. Брукс написала несколько портретов балерины.



Ромейн Брукс Портрет Иды Рубинштейн 1912 г.

Для художницы "хрупкая и гермафродитная красота Рубинштейн» была эстетическим идеалом. Самые ранние из этих картин - ряд аллегорических «ню».



Ромейн Брукс Пересечение (Мертвая женщина) 1911 г.

В картине «Пересечение» (называемой также «Мертвая женщина»), Рубинштейн изображена как труп, вытянутый на белой кровати или катафалке в черной пустоте.



Ромейн Брукс Женщина с цветами. Весной. 1912 г.

На картине «Весной» или «Женщина с цветами» Ида рассыпает цветы на травянистом лугу.



Ромейн Брукс Скрытый под маской стрелок. 1910-11 г.г.

Рубинштейн изображена также в образе Святого Себастьяна из музыкальной драмы д'Аннунцио привязанной к кресту, в нее выпускает стрелы карлик в маске, стоящий на столе. Искусствоведы считают, что в образе карлика изображен д’Аннунцио.



Ромейн Брукс Крест Франции 1914 г.

В начале Первой мировой войны Брукс написала картину «Крест Франции», символическое изображение Франции в состоянии войны, на котором изображена Франция в образе медсестры Красного Креста, смотрящей с решительным выражением лица, в то время, как на заднем плане горит город Ипр.

Хотя эта картина не считается портретом Иды Рубинштейн, медсестра действительно очень похожа на нее, и возможно, Ида была моделью для этой картины.
Картина была помещена в буклет вместе с поэмой-призывом д’Аннунцио к храбрости воинов, который продавался, чтобы помочь денежными средствами Красному Кресту.
Нужно отметить, что во время войны поэт стал национальным героем, как командир эскадрона. Правда героизм этот сомнителен, поскольку поэт командовал группой националистических нерегулярных войск, которые захватили и держали город Фиуме, чтобы препятствовать присоединению города от Италии к Хорватии. Он установил правительство - итальянское регентство Карнаро с собой в роли «дуче» (вождя).
И хотя д’Аннунцио никогда не входил в правительства Беннито Муссолини, историки его расценивают, как предшественника фашизма в Италии.

После войны Брукс стала кавалером и получила крест Почетного Легиона за усилия по сбору средств для Красного Креста.
Образ «Креста Франции» сравнивали с картиной «Свобода» Э.Делакруа, на которой женщина, персонифицирующая Свободу, поднимает флаг на фоне горящего города. Свобода Делакруа, однако, ведет за собой группу парижан, поднявших оружие, в то время, как героиня Брукс совершенно одна.
Позже Брукс использовала такое романтичное изображение фигуры в героической изоляции несколько раз. В них фигуры, обернутые в темные плащи, изображены изолированно и уединенно на фоне бушующих волн на море.




Ромейн Брукс На берегу моря. Автопортрет 1914 г.
Ромейн Брукс Ида Рубинштейн 1917 г.



Ромейн Брукс Портрет Габриеле д*Аннунцио 1912 г.

Символично, что эти три картины составляют как бы триптих, на котором изображены д’Аннунцио (1912 г.), сама Брукс (автопортрет 1914 г.) и И.Рубинштейн (портрет был закончен в 1917 г.).
В последний раз Брукс изобразила Рубинштейн в картине «Печальная Венера» (1916-17), основанной на фотографии обнаженной Иды, сохранившейся со времен их страстного романа.



Ромейн Брукс Печальная Венера. Портрет И.Рубинштейн 1916-17 г.г.

Эта картина-прощание, названная самой художницей "кончиной знакомых богов" в результате Первой мировой войны. Художница пробовала несколько раз перерисовывать Венеру, но каждый раз так или иначе продолжало возвращаться лицо Рубинштейн.

Источник

портрет, Франция, США, 20 век

Previous post Next post
Up