Великобритания 2015
Страничка на кинопоиске:
http://www.kinopoisk.ru/film/843006/ОТОРОЖНО! ТРИГГЕРЫ! Изнасилование, убийства разной степени жестокости, сексуальные девиации, имеется расчлененка (в небольших количествах). Некоторые сцены лучше на полный желудок не смотреть.
Сюжет: в маленьком городке Фортитьюд, что на краю Арктики, происходит жестокое убийство английского профессора. Ра следовать его смерть приезжает детектив из Лондона Юджин Мортон, что очень не нравится губернаторке Хильдур Одегард и ее приближенным - шерифу Дэну Андерсену и офицеру полиции Эрику Одегарду(муж Хильдур).
Жанр: все сложно )))) Начинается действо, как классический герметичный детектив: труп, ограниченная группа подозреваемых, с легким уклоном в нуар: столичная штучка-детектив и местные коррумпированные копы, которые ему тут не рады. Немного подумав, детектив (который не из Лондона, а сюжет) решает, что он все-таки не детектив, а триллер про маньяка-убийцу. Ну, ладно, ок, триллер, так триллер, подумала я. Когда я уже совсем привыкла к этой мысли, сюжет внезапно ударился лбом об пол и превратился в сай-фай.
Атмосфера: кто читала «Смилла и ее чувство снега» Питера Хёга? Вот наиболее близкое что-то по духу, есть и сюжетные совпадения. Сай-фай, там, кстати, так себе, довольно мракобесный. Кто читала Смиллу, так же как и я, догадается, в чем дело, в самом начале - серии на 5-й, на 6-й. Все помнят, зачем у мальчика в «Смилле» брали биопсию? Вот вам мегаспойлер, ха-ха. На разгадку, кстати, намекают и титры, которые просто бесподобны. Заглавная песня напомнила мне один альбом Бьорк, хотя тут сходство, как говорится, не портретное.
Но все недостатки сюжета с лихвой искупаются персонажами. На взаимоотношения этих людей, затерянных на краю снежной пустыни, бесконечно интересно смотреть. Старый пьяница, всю жизнь фотографирующий полярных медведей, , шаман -таксидермист , сильная и смелая губернаторка Хильдур, мечтающая построить прекрасный отель изо льда, мрачный шериф с добрым сердцем и несерьезным именем Дэн, девушки-подруги полицейские, гоповатый доктор непоймикаких наук в исполнении Кристофера Экклстона и еще сотен шесть обитателей поселка, каждый со своей неповторимой историей.
Очень забавно показан русский шахтерский поселок - все надписи почти без орфографических ошибок, и даже чувствуется советский стиль в оформлении. Русская речь безупречно грамотна, хотя актеры - не русские. В общем, уже далеко не Фома Киняев, хотя акцент еще слыхать.
И самое главное действующее лицо - арктический Север. Он присутствует везде, в каждом кадре: любопытным белым медведем рыщет по окраине поселка, полярным сиянием полыхает в небе, носится в воздухе снегом, застывшим «чудовищем» лежит в леднике. Северные пейзажи прекрасны почти до физической боли: эти горы, эти застывшие хребты ледников, небо и лед, море и лед. Север страшен и жесток: он морозом, как ножом отхватывает пальцы и конечности, выжигает глаза беспощадным снежным светом, он убивает любого, кто потерял бдительность хотя бы на минуту. Под его пустыми льдами - несметные сокровища, его неподвижные льды сметают все на своем пути, его безжизненные льды полны жизни. Он слышит каждое слово произнесенное людьми, но он молчит. Север - молчит.
Кому рекомендую: всем, у кого в организме недостаток снега, и кто любит мрачные истории про упоротых, контуженных Севером людей.
Кому не рекомендую: тем, кто любит чистые жанры, и когда вещи такие, какими они кажутся.
UPD. По рекомендации смотрительниц сообщества дополняю текст тематической частью.
С точки зрения феминизма сериал производит двоякое впечатления. С одной стороны - множество отличных женских персонажей, каждая из героинь со своей историей, показана либо крутым профессионалом, либо просто - хорошим человеком. Авторы сериала относятся к своим персонажкам с огромной симпатией, никакого сексизма нет и в помине. Пол героев и героинь практически во всех случаях можно смело менять на противоположный и никакого когнитивного диссонанса не возникает. За счет этого фильм уверенно проходит все тесты на сексизм, Бехдель, Мори и т. д. Женщин-торшеров и в холодильнике тоже нет. Есть только безвременно почивший в первой серии (спойлер!) Кристофер Экклстон, очень жалко, я так хотела посмотреть побольше на 9-го Доктора, но увы, не в этот раз.
Кажется, сценаристы не делают различия между мужчинами и женщинами, им действительно все равно, ну, кроме, конечно, специфических взаимоотношений муж-жена, сын-мать, отец-дочь. Губернатор города - женщина, и окружающие мужчины относятся к ней с явным почтением. В фильме есть замечательная сцена, где Хильдур несколькими словами усмиряет и успокаивает толпу разгневанных, испуганных людей, уже схватившихся за оружие. С чем до ее появления не могли справится двое мужчин, облеченных властными полномочиями. После ее выступления офицер полиции говорит шерифу мол, как это она уверенно и ловко развернула настроения толпы на 180 градусов! На что шериф отвечает: "Ну именно поэтому она - наш губернатор!"
Есть сцены, где девушка-полицейская демонстрирует слабость при виде истерзанного тела. Шериф успокаивает ее несколькими словами, без всякого намека на женскую впечатлительность или непрофессионализм. Просто - помощь старшего менее опытному сотруднику, только и всего. В следующих сериях эта же девушка ловко препарирует труп, и крутит руки преступнику, проявляя свой профессионализм.
Но этот вот мир внезапно наступившего равенства в одной отдельно взятой хрущевке имеет и неприятный побочный эффект: пони с единорогами. Личные взаимоотношения героев местами очень неправдоподобны. Гендерного анализа нет от слова совсем. В фильме есть две (с половиной, если считать линию Елены и Фрэнка) романтические линии, каждую из которых закидали томатами даже на обычных ресурсах - слишком сильный романтический стереотип, и слишком слабая внутренняя мотивация. Любовь до гроба - дураки оба, что-то в этом духе. На романтическую линию можно было бы не обращать внимания, но увы, она является сюжетообразующей. Также немалую долю сочувствия выхватил и один альтернативно сексуальный товарищ, практически доведший до смерти свою подругу.
В общем - хороший пример того, что получается, если делать вид, что равноправие уже наступило.