Ника Турбина

Jan 22, 2015 03:33

Нашла вот такую статью о ней.
Вот что подумала: везде, где о ней пишут, пишут, что ее стихи можно оценивать только в контексте ее возраста. Причем, это даже смешно: только что писали, что что от стихов восьмилетнего ребенка ощущение целой прожитой жизни, и тут же, что стихи хороши только если делать скидку на возраст.

Напоминает сексистские суждение о "женской" поэзии и прозе, мол, женский взгляд, как что-то второсортное (как будто женский взгляд, раз уж он принципиально отличается от мужского, не может быть по-своему интересен и представлять ценность). Так же и здесь - детский взгляд рассматривается не как что-то интересное само по себе, а как "смягчающее обстоятельство". Неверие в то, что ребенок мог такое написать - это не только неверие в ее способности, но и в то, что она могла так чувствовать. Отказ ребенку в чувствах, и скорее всего игнорирование того, что творилось у нее в душе.

Из обсуждения на форуме:
Если честно, мне всегда казалось, что стихи у нее как раз очень характерные для ее возраста - хотя она, конечно, выделялась среди других детей своим талантом, - и меня удивляло, что их постоянно маркируют как "недетски-мрачные" и т.д. Детей в этом возрасте часто тянет на всяческий мрачняк - может быть, это так осмысление феномена смерти идет?

Похоже на правду. Осознание смерти происходит где-то в 7 лет, плюс-минус.
Еще детское - видение природы и вообще материального мира свежее и не замыленное. Она как будто только-только с ними знакомится. И ощущение БОЛЬШОГО мира.

По гулким лестницам я поднимаюсь к дому.
Как ключ тяжёл. Я дверь им отопру.
Мне страшно, но иду безвольно,
И попадаю сразу в темноту.
Включаю свет. Но вместо света лижет
Меня огонь палящий и живой,
Я отраженья в зеркале не вижу -
Подёрнуто оно печали пеленой...
Окно хочу открыть - оно,
Смеясь и холодом звеня
Отбрасывает в сторону меня,
И я кричу от боли. Сводит щёки.
Слеза бежит сквозь сонные глаза...
И слышу шёпот, тихий мамин шёпот:
"Проснись, родная. Не пугайся зря".

Еще вот стихотворение:
Убаюкайте меня, укачайте,
И укройте потеплее одеялом,
Колыбельной песней обманите,
Сны свои мне утром подарите,
Дни с картинками, где солнце голубее дня,
Под подушку утром положите,
Но не ждите, слышите, - не ждите...
Детство убежало от меня.

У меня от него впечатление, что вот именно это (не только это, конечно, не стоит сводить всю личность к одной неудовлетворенной потребности) она кричала миру, но так и не докричалась.
У меня навязчивые ассоциации с Янкой Дягилевой: то же ощущение крика в пустоту, та же инфантильность (ни в хорошем, ни в плохом - в нейтральном смысле слова), то же ощущение большого мира и мотив смерти... много чего неуловимо (а то и вполне уловимо) похожего.

Фото для иллюстрации решила выбрать взрослое, потому что от детских веет какой-то искусственностью. Мне так и видится, что она переживает что-то неподъемное и изливает это в стихах, а ей говорят "Молодец, деточка, ну-ка встань на табуреточку, развлеки нас".

искусство, эйджизм, рефлексия

Previous post Next post
Up