Originally posted by
morreth at
Л. М. Буджолд, "Разделяющий нож"Буду понемножку раздавать обещанное :)
Серию "Разделяющий нож" я асилила со второго захода. Первый выглядел так: "Оу, как интересно, роман начинается с конца: принцесса и рыцарь выпиливают чудовище - хохо, как же они потом будут друг с другом общаться-сходиться, нестандартненько-интересненько - хм, уже не так нестандартненько, предсказуеменько, любофь-морокофь, оуууу, какой-то лавбургер пошел вообще: первый любовник трахался херово и оставил девушку в беде, второй любовник выручил девушку из беды и трахается хорошо... трахается... трахается... зеваем... свадьба... Ух ты блин, какой задел на интересный мир - конец книги - ШОЕТАБЫЛА?"
Второй заход. Нет, по динамике все равно ни в какое сравнение с форкосигановским циклом, медленно и печально разворачивается фабула, НО...
Очень интересный мир. Постапокалиптический, но сразу это непонятно. Сразу он кажется вполне фэнтезийным: есть крестьяне, которые крестьянствуют, и есть озерники, которые охотятся на зло. Так и называется: Зло (malice).
Что это за зло? Тут нужен экскурс в прошлое. Существовала цивилизация, то ли магическая, то ли настолько прокачанная технически, что эта техниа уже ничем не отличалась от магии. Представители этой цивилизации апгрейдили не только мир вокруг себя, но и себя самих, стремясь к бессмертию, и в погоне за ним породили существо, которое не умеет умирать в принципе. Опаньки, существо это оказалось энергктическим вампиром, которое высасывало жизнь из всего живого, ращрушая его Основу (ground). Оно убивало и жирело, и завалить его казалось в принципе невозможным делом, потому что сколько ни разрушай его тело, оно захватывает новые тела и да капо. Наконец, один из горе-творцов изобрел способ как научить такую тварь умирать: он изготовил нож из кости человека, при помощи этого ножа убил другого человека, "поймал" таким образом его смертность в заколдованный нож и пырнул этим ножом первое Зло. Зло получило в себя смертность и издохло. Но перед этим оно, во-первых, сумело дать своим творцам такой бой, что цивилизация откатилась в задницу к лукам и стрелам, а во-вторых, отложило то ли яйца, то ли споры, хрен поймешь... словом, из земли в разных местах прорастают мини-копии этого самого зла. И озёрники, потомки то ли волшебников, то ли технарей, это Зло породивших, сделали смыслом жизни целого своего народа, каждого его представителя от рождения и до смерти, выпиливание этих семян зла. Все по той же технологии: нож из человеческой кости, "наполненный" смертью человека, вонзить в зло, бинго! Собственно, такой нож и называется "разделяющим", а точнее - делящимся (при его помощи человек "делится" смертью со Злом)
Но это все не так просто, как я тут рассказываю. Зло умеет порабощать разумы тех, кто неспособен осознавать свою "основу" и управлять ею. Проще говоря, крестьян. Зло способно при помощи магии Основы давать животным псевдоразум и делать из них слуг-миньонов. Оно их высасывает в конце концов тоже, но сначала оно творит армию для защиты своего тела и покорения земель, которые можно высосать. После зла на многие годы остается пустыня, где не может расти вообще ничего, лунная поверхность. Словом, добраться до зла, особено прокачавшегося, и воткнуть в него Делящий нож - целое дело. Иногда, если Зло вылупляется в диких местах, где давно не ходило патрули озерников, оно успевает обрасти таким количеством миньонов, что начинаются полномасштабные боевые действия. И тысячам людей приходится держать фронт против миньонов, чтобы отборный отряд прорвался прямо к туше Зла, и, если надо, полег там ради одного бойца, который донесет до цели Делящий нож.
Понятное дело, что Озерники стараются таких ППЦов не допускать и истреблять Зло в зародыше, когда "яйца" только-только вылупились и не успели ни сотворить себе продвинутое тело, ни обзавестись армией. А поскольку ни один патрульный не знает, как и где удастся здыбать яйцо, каждый носит при себе два Делящих ножа: один "полный" (primed), чтобы убить Зло и один "пустой", чтобы в случае смертельной раны или угрозы попадания в плен покончить с собой и "зарядить" нож для следующего бойца.
И вот так случилось, что подручные очередного Зла украли на дороге беременную девушку по имени Лань (беременные и дети для Зла особый деликатес), а их выследил патрульный Даг, и в заварухе в логове Зла так вышло, что именно Лань перехватила оба ножа и воткнула из в Зло. Оно погибло, но "холостой" нож Дага оказался заряжен смертью ребенка Лани. И все заверте...
Чем этот цикл привлекателен? Тем, что Буджолд решила поиграть в "типа, я Ле Гуин" и любовно описала эту культуру озёрников, со всей ее спецификой, ее офигенными достоинствами (гендерное равенство, уважение к знанию и культивирование своеобразной науки, этика междусобойных отношений) и офигенными же недостатками (расовая гордынька в отношении крестьян, упертое нежелание думать о будущем, закоснелось в традициях). Собснно, вся книга о том, как влюбленные - Лань и Даг - преодолевают межкультурные барьеры, погружаясь в культуру друг друга и вместе творя что-то третье, новую культуру общности.
Что меня по ходу чтения бесило и вымораживало? Возрастной разрыв между персонажами: ей 18, ему 55. Ну блин. Ну блин же, тетка. Ну прикинь сама: ты свяжешься с 18-летним мальчиком, даже очень умным и хорошим? Или для тебя он все-таки больше ребенок, чем мужчина? Да, для мужиков такой возрастной разрыв не проблема (то есть, они так считают), но именно поэтому мы неважнецки о них думаем. И да, я неважнецки думала о Даге всю дорогу. Тем более, ему все говорили "Чувак, во что ты втравливаешь девочку? Завяжи на бантик". Межкультурный конфликт по ходу романа заканчивается хорошо - но Буджолд приводит в романе и случаи, когда он заканчивался плохо. Настолько плохо, что оправдание "У нас великая любофь, нам все по фигу" не канает. При всем своем уме и сообразительности Лань уже в силу куцего жизненного опыта не могла просчитать всех последствий - то есть, она шла по жердочке над пропастью вслепую, полагаясь только на Дага и его любовь. И не надо косить на меня глазом и спрашивать "А кто тут написал роман о любви тысячелетней эльфийки и человека?" При всем разрыве возрастов, рас и состояний Берен и Лютиэн на момент встречи были вполне самодостаточными личностями, а Лань, как ни крути, дитё.
И второй фактор, который мне сильно затруднял чтение - Буджолд слишком, ну сли-и-и-ишком увлекается бытописательством. Все, ну все надо описать - и какую рубашку Дагу к свадьбе вышили, и как собирают "водяную репу", и как по реке сплавляются, и как по тракту путешествуют, о-о-о-о...
Но, с другой стороны, кто-то может найти в этом свой особенный кайф.