Год издания: 2012
Страна: Грузия
Воспоминания Тинатин Мжаванадзе о ее детстве и юности в Батуми. Главным человеком в ее жизни всё это время была бабушка.
Напрашивается сравнение с более известной "Манюней" Абгарян, так вот, книга Тинатин Мжаванадзе мне понравилась гораздо больше.
Ее бабушка Фати тоже сурова, но всё же куда симпатичнее и вызывает больше сочувствия. Она относится к поколению, пережившему страшные 1930-е и 1940-е. В 27 лет молодая Фати осталась одна с тремя детьми, когда ее муж был репрессирован, из лагерей он так и не вернулся. И вот ей пришлось стать весьма жесткой и строгой, бороться за выживание, много и тяжело трудиться.
Вместе с бабушкиной заботой и любовью героиня получила в нагрузку приличную порцию промывания мозгов всякой патриархальной мутью. Для каждой женщины обязательно иметь мужа и детей, надо быть красивой, но при этом скромной, беречь "девичью честь", иначе - позор, замуж никто не возьмет, а если будешь плохой хозяйкой, муж (или свекровь) на третий день из дома выгонят и т.д. Радует, что всё же героиня всегда была "себе на уме" и имела собственное мнение. Вот про девичью честь, например:
"Это отдельная, очень деликатная и обширная тема - девичья честь, если сказать совсем честно - она-то и была краеугольным камнем воспитания. Все темы так или иначе, прямо или косвенно сводились именно к сохранению чести в блистающем неподмоченном виде. Можно потерять сумочку, ногу, голову, родину, что угодно - но честь!!! Никогда. Лучше умереть невинной.
Я мрачно думала, что как удачно мне было бы родиться мальчиком."При том, бабушка Фати еще относительно передовая, смотря с чем сравнивать. Все-таки она настраивает внучку на учебу, говорит, что учиться очень важно, хотя важно и замуж-дети.
Она любит и ценит дочерей и внучек не то что наравне с мальчиками, а даже больше: "Ты стоишь пяти мальчиков!" говорит она о своей дочери и внучке. А вот ее наставление: "Смотри, ты когда матерью станешь, рожай до тех пор, пока девочку не родишь! Сыновья - счастье, а дочь - это ангел. Для женщины спасение - только в дочери. Это ты сейчас не поймешь, а когда станешь большая, молись, чтобы тебе Бог дочь подарил."
Внучка, правда, не в восторге от идеи: "- Что-то мне девочек не особенно хочется, - с сомнением возразила я. - Девочкам ничего нельзя, вообще! Все только и следят, чтобы они чего-то не натворили. Никакой свободы, одни обязанности. Почему мне нельзя велосипед купить?! Потому что я - де-е-е-евочка. Тьфу."
И всякие уж совсем замшелые "старые обычаи" бабушка Фати не поддерживала. А обычаи в Грузии есть всякие. По старым-добрым обычаям женщины с мужчинами за столом не сидят, например, только бегают "принеси-подай". Вот примерчик из книги:
"Невестка принесла таз с водой, поставила перед развалившимся в кресле мужем - таким же пучеглазым рыжим и противным, как его мамаша, он опустил свои огромные ступни в воду, а тихая женщина стала мыть ему ноги.
Я смотрела во все глаза.
Разговор продолжался, как ни в чем ни бывало, я таращилась на невестку, а она тем временем аккуратно вытирала ноги мужа полотенцем, потом подняла таз с мыльной водой и вынесла.
Бабушка запнулась. Я ощутила некоторое волнение с ее стороны - мне показалось, что она хочет вспылить.
Невестка принесла таз снова, присела перед свекром - дядя Риза был бледен и печален, но покорно опустил ноги в воду.
- Что поделаешь, Фати-бицола, старые обычаи… - проговорил он бабушке, мне почему-то хотелось поплакать, уткнувшись в пахнувший автобусом бабушкин шерстяной жакет.
- Мы тут ночевать будем? - в ухо спросила я.
- Конечно, тут уже люди всё приготовили, неудобно. Завтра пойдем к Элиасу, - одними губами ответила бабушка, железными пальцами одергивая меня, чтобы я села ровно.
- Фати-бицола, сейчас она вам тоже помоет, - засуетилась тетка, улыбаясь как можно приветливее.
- Даже не вздумайте, я что, немощная? - холодно отрезала бабушка, не глядя в сторону тетки.
- Мне не трудно, Фати-бицола, я с удовольствием, я вас так люблю, - поднимая таз, засияла невестка, и мне захотелось согласиться, чтобы сделать ей приятное.
- Детка, иди отдохни, не морочь мне голову, - потянулась бабушка и погладила ее по плечу снова."В книге много интересного о жизни в Грузии, многое совпадает с рассказами моих грузинских родственниц (которые живут как раз недалеко от Батуми): и о "сбежавших" невестах, и о грузинских похоронах, и обо всех этих заморочках с приличным поведением, особенно для девушек, и о постоянном беспокойстве "что люди скажут" (которое так никуда и не делось).
А люди могут сказать о чем угодно. Вот, например, пример постыдного поведения:
"В сорок лет уже никто не рожает - стыдно, что люди скажут, вот - старая, уже дети почти взрослые, а она еще в молодые метит."
Вот еще интересный пример из жизни бабушки с дедушкой, по которому она потом всю жизнь тосковала:
"- Я с тремя маленькими детьми на съемной квартире кручусь целыми днями, как сумасшедшая - старалась успеть все до его прихода с работы. Быстро старенькое скину, обмоюсь в тазике, платье нарядное надену и сажусь, как кукла, на тахту! Потому что твой дед сказал - чтобы я не видел свою жену в халате и за стиркой!
Поскольку дед был в семье кем-то вроде личного святого, все сделанное или сказанное им уже давно превратилось в легенду или даже точнее - в апокриф. Про себя я подумала, что великий дедушка был довольно необычный тиран."
В общем, прочитала с большим интересом и про себя еще раз порадовалась, что я все-таки не росла в Грузии, а ведь это было вполне возможным вариантом моей жизни...
UPD:
Нашла предыдущий пост об этой книге в сообществе