Елена Маркова

Nov 05, 2024 22:20

Пишет Галина Райхерт:

Елена Владимировна Маркова (Иванова) ушла от нас совсем недавно, прожив чуть более ста лет! Такая долгая жизнь была ей дана не только для того, чтобы оставить после себя научные труды как выдающийся ученый, но и для воспоминаний...
В 1927 году ее семья была выслана на Донбасс в п.Красноармейское, ныне Покровск. Елена с детства знала три языка: русский, украинский и немецкий. Очень любила животных, много читала и занималась музыкой...
Отец, преподаватель русского языка и литературы, был расстрелян в 1937 году. Через год забрали мать, но через полтора года выпустили. От детдома Елену спасла бабушка.
Жизнь высланных перевернула война.В 1941 году Красноармейское было занято немецкими войсками; 18-летняя Елена сумела спасти несколько десятков раненых красноармейцев (по некоторым данным 76 человек!), устроившись работать на биржу труда и получив для них необходимые документы. Она ведь всегда всех спасала, кто нуждался в помощи! После освобождения города советскими войсками была арестована и в 1944 году приговорена к пятнадцати годам каторжных работ. Она была последней, кто сохранил память о появлении Воркутинского (лагерного!) драмтеатра.
В ноябре 1953 года освобождена по отбытии срока наказания (с зачётом рабочих дней). В 1953-1960 годах жила в Воркуте, вышла замуж за солагерника, окончила Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1960 году полностью реабилитирована, с этого времени жила в Москве. Фрагмент «Заметок каторжанки»:

Ночью на какое-то время я провалилась в сон. Страшный сон привиделся мне. Иду я будто бы среди голых деревьев со скорченными уродливыми ветками, меня гнетет тревога, ожидание надвигающейся беды. Чувствую, как суживаются рамки жизни: если не найду дороги, если не найду выхода, то... Вдруг замечаю - что-то впереди движется. Может быть там тропинка? Навстречу мне медленно идет кошка, худая черная кошка. «Кисанька, кисанька, кис-кис!» - зову я ее и протягиваю руку, чтобы погладить, глаза кошки зловеще мерцают, по небу несутся черные тучи, становится совсем темно. «Кисанька, кисанька», - уже со страхом лепечу я. Глаза кошки все ближе и ближе, и вот она бросается на меня, я чувствую, как вонзаются в мое гело ее когти и зубы. Да это же ведьма!..
Днем доски задвигались, яму открыли, спустили лесенку, и я вышла «на свет Божий». Но в душе я знала - для меня все кончено, мне не выйти на свободу, там, в этой яме, в этой могиле, похоронены моя юность, мои мечты об университете и трепетное ожидание любви и «чуда жизни». Было мне тогда двадцать лет.

Елена Владимировна Маркова (урождённая Иванова; 24 апреля 1923, Киев - 10 мая 2023, Москва) - советская и российская учёная-кибернетик, доктор технических наук (1971), писательница.
На фото: дома, в своей комнате, в последние годы жизни; обложка книги.



тюрьма, наука, мемуаристика, автобиография, СССР, 20 век, Россия, Гулаг

Previous post Next post
Up