Дом-музей Елены Гуро на Петроградской стороне

Aug 02, 2024 23:52

Музей петербургского авангарда - так официально называется этот маленький домик на улице профессора Попова, бывшей Песочной. Здесь жили и работали Елена Генриховна Гуро и её муж Михаил Матюшин. Сюда, как в штаб-квартиру или, скорее, как в тёплый домашний круг, приходили футуристы-будетляне и сочувствующие - братья Бурлюки, Маяковский, Хлебникоа, Крученых, Казимир Малевич. Собственно, началом своей славы Малевич обязан опере Матюшина «Победа над Солнцем» - он оформлял постановку в наифутуристичнейшем духе.



Елена Гуро родилась в 1877 году в семье генерала Г.С. Гуро, выходца из рода французских гугенотов-изгнанников, и Анны Чистяковой. Её бабушка и дедушка с материнской стороны - профессиональные педагоги, просветители, сторонники женского образования. С детства будущая поэтесса страдала непонятным заболеванием, по описанию вроде герпеса. И этот герпес в периоды обострения был везде, на всех слизистых оболочках: ротовая полость, нос, глаза, половые части, горло... Хуже пытки. По болезни Елена (в крещении Элеонора, но как-то имя не прижилось) получила домашнее образование, увлекалась искусством. Ей было около двадцати трех лет, когда, воспользовавшись временным улучшением здоровья, она стала заниматься в художественной студии Яна Ционглинского. И познакомилась там с Михаилом Матюшиным.

Матюшин был а) старше Елены на пятнадцать лет, б) человек выдающееся одаренности и сложной судьбы. Мать воспитывали его одна. Отец, известный актёр Сабуров, никакого участия в судьбе сына не принимал. Я не вполне поняла, состояли ли родители нашего героя в браке... Матюшин сделал великолепную музыкальную карьеру, был первой скрипкой Придворного оркестра, и оставил музыку (а также жену и четверых детей), чтобы посвятить себя живописи. Уж не знаю, что по поводу этого жениха имел сказать генерал Гуро, но суженого конем не объедешь, в 1904 (или 1906) году Елена и Михаил поженились, В 1905 году состоялись дебюты Е. Гуро как художницы-иллюстраторки (Жорж Санд, «Бабужкины сказки») и как поэтессы («Сборник молодых писателей», стихотворение в прозе «Ранняя весна»). О её поэзии с восхищением отзывались такие разные люди, как Блок и Поликсена Соловьёва (Allegro), Ремизов и В. Иванов... Маяковский утверждал, что может с успехом подражать всем своим знакомым поэта, а как Гуро писать не может, так как она - неподражаемая. Но первая её книга, «Шарманка», осталась нераспроданной. Зато теперь за ней охотятся безумные букинисты,

Жизнь Елены Гуро на Песочной улице была мирной, спокойной и полной творчества. На лето она для поправки здоровья уезжала с мужем на дачу, в Финляндию, работала на пленэре:



«Ростки», 1905-1907 гг.

Там к ним пришел котик Ботик, которому Елена Генриховна посвятила проникновенные строки:

Слова любви и тепла

У кота от лени и тепла разошлись ушки.
Разъехались бархатные ушки.
А кот раски-и-с…
На болоте качались беловатики.
Жил был
Ботик-животик:
Воркотик
Дуратик
Котик - пушатик.
Пушончик,
Беловатик,
Кошуратик -
Потасик…

А ещё были котик Ватик, самый глупый на свете, и третий громадный, имени которого история не сохранила.



Елена Гуро не только иллюстрировала альманах будетлян «Садок судей», выходивший в небывалой орфографии без ятя, ера, фиты и ижицы (мы в такой сейчас пишем), но и написала для него несколько стихотворений, значительно отличавшихся от основной массы представленных произведений. Вторую книгу её, «Небесные верблюжата», публика приняла гораздо бодрее первой:

Ветрогон, сумасброд, летатель,
создаватель весенних бурь,
мыслей взбудораженных ваятель,
гонящий лазурь!
Слушай, ты, безумный искатель,
мчись, несись,
проносись нескованный
опьянитель бурь.

Это стихотворение, посвящённое Матюшину, Давид Бурлюк должен был прочесть со сцены во время диспута о новейшей поэзии. Но зарапортовался и забыл. На поэтессу, тогда уже совсем больную, присутствовавшую на диспуте из последних сил, это произвело крайне тяжёлое впечатление. Приехала, легла, не вставала уже больше. Матюшин повёз Елену на дачу, где она всегда хотела умереть. Там 23 апреля 1913 года её не стало. Безутешный вдовец схоронил её на финском кладбище, На похороны собрались все футуристы, кроме Хлебникова - он кошелек в Волге потопил, ехать стало не на что. Матюшин сам сделал крест, изваял футуристических животных для оградки, поставил скамеечку с ящиком наподобие почтового и начертал:

Тот, кто хочет познакомиться с произведениями Елены Гуро, может достать их из ящика. Уверен, что они будут положены обратно.

Дачники и жители сидели, читали. К сожалению, после войны финское кладбище разорили, местоположение могилы установить практически невозможно.



А это амулеты, талисманы, каштаны и орехи, собранные Еленой Гуро в последний год её жизни.

https://fem-books.livejournal.com/2120894.html
https://fem-books.livejournal.com/2039669.html

русский язык. Россия, 21 век, 20 век, судьба женщины, авангардизм, поэзия

Previous post Next post
Up