Анонс: Джоан Уоллок Скотт, «Изобретение прав человека»

Jul 06, 2024 22:52

Последнюю неделю я вяло изучаю дискуссию о запрете на территории РФ никаба, то есть закрывающей лицо женской одежды с прорезью для глаз. Аргументация с обеих сторон - и с запретительной, и с дозволительной - в ряде случаев настолько поражает воображение, что едва веришь своим глазам. Так, пришлось прочесть в неком блоге, казавшемся сперва не лишённым зжравомыслия (маскировался!), что в пандан следует запретить и православную религиозную одежду, то есть косоворотку и сарафан. Есть чувство, что для общественного обсуждения и осуждения нашли альтернативу выносу тела Ленина из мавзолея. Закрываю все страницы, кроме раздела книжных новинок в любимом магазине, и что же я там вижу?




Джоан Уоллак Скотт [Joan Wallach Scott]
«Пол и секуляризм» [Sex and Secularism]
Издательство «Новое литературное обозрение», 2024
Серия «Гендерные исследования»
Аннотация: Как в политическом дискурсе гендерное равенство стало ассоциироваться с секуляризмом? Обращаясь к корпусу работ, написанных феминистками второй волны, историками религии и колониализма, Джоан Уоллак Скотт в своей книге утверждает, что отделение церкви от государства изначально не предполагало женскую эмансипацию. Ранняя западная теория национализма закрепляла гендерную дифференциацию, заложив в саму основу общественного устройства разделение на женскую - семейную - сферу, и мужскую - публичную сферу политики и экономики. Когда в конце XX века возникли споры об исламе, гендерное равенство стало считаться фундаментальной чертой секуляризма. Эта уловка использовалась для обоснования расового и религиозного превосходства Запада, а также для отвлечения внимания от проблем, связанных с гендерным неравенством, с которыми в одинаковой мере сталкиваются западные и незападные, христианские и нехристианские страны, несмотря на разницу в подходах к их преодолению.

Почему-то я сразу предположила, что Джоан Уоллак Скотт специалистка по истории Франции, и угадала. Действительно, Великая Французская революция запустила процесс бурной и насильственной секуляризации. Казалось бы, чем более государство светское, тем оно и более прогрессивное, в том числе и в отношении женских прав и свобод. Ан нет! Декларация прав человека и гражданина не подразумевала прав гражданки. Блистательная и злосчастная Олимпия де Гуж со своей Декларацией прав женщины и гражданки очутилась, увы, на эшафоте. Спустя две недели после её казни газета Le Moniteur предупреждала читательниц:
Она желала быть государственной деятельницей, и кажется, что закон наказал эту заговорщицу за то, что она забыла добродетели, соответствующие ея полу.
Анаксагор Шометт, прокурор Парижской Коммуны и один из основателей культа разума, писал:
...эта вираго, то есть женщина-мужчина, дерзкая Олимпия де Гуж, которая первой основала женские сообщества, отказалась от забот о своём хозяйстве, захотела заняться политикой и совершила преступления... Все эти безнравственные существа были уничтожены железным возмездием законов. Угодно ли вам подражать им? Нет! Вы почувствуете, что будете по-настоящему интересны и достойны уважения только тогда, когда будете такими, какими вас задумала природа. Мы хотим, чтобы женщин уважали, поэтому заставим их уважать себя.
Женщин, как водится, спросить забыли.

Собственно, и без этого печального примера известно, что антиклерикальные взгляды не гарантируют профеминистских воззрений их носителя. Вспомним хотя бы Льва Толстого, уж как боролся с церковниками  - а в отношении к женскому вопросу очень мало чем от них отличался. И если отличался, то даже и в дурную сторону. Если церковь не только постулировала, но и благословляла не-семейный путь женщины, то есть путь в монастырь, то автор «Воскресения» и эту трудную дорогу стремился женщинам закрыть.

Так называемый женский вопрос возник и мог возникнуть только среди мужчин, отступивших от закона настоящего труда. Стоит только вернуться к нему, и вопроса этого быть не может. Женщина, имея свой особенный, неизбежный труд, никогда не потребует права участия в труде мужчины - в рудниках, на пашне. Она могла потребовать участия только в мнимом труде мужчин богатого класса.

и далее:
Если вы такие, то вы не скажете ни после двух, ни после двадцати детей, что довольно рожать, как не скажет 50-летний работник, что довольно работать, когда он ещё ест и спит и мускулы его просят дела; если вы такие, вы не свалите с себя заботы кормления и ухаживания на чужую мать, как не даст работник другому человеку кончать его начатую и почти конченную работу, потому что в этой работе вы кладёте свою жизнь, и потому тем полнее и счастливее ваша жизнь, чем больше этой работы.
[«Так что же нам делать?», 1886]
Потом будет эволюция взглядов, и от двадцатидетных семей, где мать сама-одна не только кормит детей, но и стирает на эту роту, и моет, и шьёт, и обучает, к полному половому воздержанию в семье... тут всё-таки менее утопично. Но факт остаётся фактом: никакой антиклерикализм, присущий толстовскому учению, гендерного равенства среди толстовцев не обеспечивал. Скорее, наоборот.

Постскриптум. Если вам кажется, что г-жа Уоллак Скотт похожа на дона Альтобелло из фильма «Крёстный отец», вам не кажется. Она родная племянница актёра Илая Уоллака, сыгравшего эту роль.

наука, 21 век, религия, 2017, русский язык, 2024, США, гендерная дискриминация, английский язык, социология

Previous post Next post
Up