Завершая рассказ о большой и разветвленной семье Тарковских, хочется обратить внимание на литературное произведение, с мемуаристикой не связанное. Но от этого в занимательности оно не теряет.
Ирма Яковлевна Рауш родилась в 1938 году в Саратове. А в 1941 году, после начала войны, её отец, поволжский немец, был арестован, и остались они с матерью одни. Вернулся Яков Рауш просто чудом. из ста человек, выжило пятеро. В источниках мне не удалось найти, был ли он затем реабилитирован. Во всяком случае, в 1954 году, после смерти Сталина, Ирма Рауш беспрепятственно подала документы во ВГИК.
Причём на режиссерский факультет, а не на актёрский, как ей советовали знакомые, исходя из нестандартной красоты Ирмы. Курс Михаила Ромма состоял из двадцати восьми человек и был интернациональным: политэмигрантка Мария Бейку была из Греции, Джако Марианти - из Албании (по слухам, погибла в лагере), Ким Ен Соль - из Северной Кореи. Студент из ГДР, Хельмут Дзюба, позднее прославится трагикомедией «Сабине Клейст, семи лет». А ещё были Дамир Салимов, после защиты диплома вернувшийся в родной Узбекистан и плодотворно там работавший, две эстонские студентки: Мария Адлер, впоследствии отчисленная, и Валерия Андерссон, благополучно доучившаяся и плодотворно работавшая, армянин Юрий Сааков и поволжская немка Ирма Рауш. Рассказывает Александр Витальевич Гордон, сокурсник и друг Рауш и Андрея Тарковского, муж Марины Тарковской:
Мы, и это было очень азартно, были одновременно и сценаристами, и режиссерами. На первых порах фантазией не блистали, опирались на прожитое, на личный опыт.
И Андрей написал сцену по свежим впечатлениям о своей работе в геологической партии. Действующие лица носили подлинные имена и фамилии геологов, с которыми он встречался на реке Курейке. Еще на вступительных экзаменах во ВГИК он написал очень интересный литературно-кинематографический рассказ под названием «Конгломерат». Эту тему Андрей развил и в своем этюде, в котором он играл геолога Андрея Лабзова. Ему хотелось, чтобы женскую роль в этом этюде сыграла студентка нашего курса Ирма Рауш, отец которой был из немцев Поволжья. Была она эффектной, холодной блондинкой с большими серыми глазами и черным бантом в волосах. На первых порах она держалась скованно и сдержанно. Была немногоречива, однако с Васей Шукшиным разговаривала открытым, простецким, как бы народным языком. Громко смеялась над его шутками, хотя со всеми говорила тихим голосом. К «интеллигентам» относилась более сдержанно.
Совместная работа привела к развитию любовного чувства, хотя (или поскольку? ) Тарковский и Рауш были очень разные по характеру. Она рассказывала: Андрей восхищался тем, как была снята сцена изнасилования и убийства девушки в «Святом источнике», а мне нравился хор гномиков в «Белоснежке».
Отношения Рауш и Тарковского никогда не были простыми, всегда драматичными и сложными, влияли на учёбу. Ромм даже хотел отчислить Рауш за большую академическую задолженность, но, видя, как она работает, сменил гнев на милость. Возник на курсе и «некто третий» . В характерной манере хрущевских времен коллектив ощутил, что тут требуется его вмешательство, и произошло нечто импровизированное вроде товарищеского суда. «Третий» азартно выяснял отношения с Ирмой, остальные краснели и бледнели, потому что понимали, что не их дело и зря затеяли. Тарковских встал, взял Ирму Рауш за руку и увёл от этого безобразия.
В 1957 году Рауш вышла замуж за Тарковского. Он, безусловно, верил в неё как в актрису, снял в двух своих фильмах. В «Ивановом детстве» Рауш сыграла маму Ивана, в «Андрее Рублеве» - Дурочку. За эту роль она, единственная из советских актрис, получила премию Французской киноакадемии. А вот в режиссерской ипостаси Тарковский жену не видел. Он вообще считал, что женщина не может быть демиургом. «А Лариса Шепитько?» - возражали ему. Тут у мэтра было два аргумента: во-первых, Шепитько как личность десятерых мужчин стоит, а во-вторых, она и не режиссёр совсем.
После «Рублева» в семье начались раздоры, и Андрей Тарковский ушёл к своей ассистентке Л. Кизиловой, оставив жену и маленького сына Арсения. Только после развода Рауш смогла заняться режиссурой. Я с детства люблю её фильмы «Крестьянский сын» с Георгием Бурковым и «Сказка, рассказанная ночью» по сказкам Гауфа. А с «Незнайкой с нашего двора» была смешная история: практически все дети городка этот фильм смотрели в кинотеатре, кроме меня. Простудилась! Много позже посмотрела с большими ожиданиями, и мне страшно не понравилось. У «Незнайки с нашего двора» сложная судьба, его сочли чересчур взрослым, непонятным для детей, и переделывал полностью другой режиссёр.
В девяностые годы Ирма Рауш-Тарковская ушла из кино, стала писать детские сказки. Цикл историй «Мальчик и домовой» (2008) победила в конкурсе на лучшую книгу для семейного чтения и вызвала много споров. Одно из первых, что я читала в ЖЖ, была дискуссия о «Мальчике и домовом» с интонациями а-ля «льёте воду на мельницу безродных космополитов». Кто-то в ней находит оккультные и даже антропософские мотивы. Встречалось мнение, что это скорее познавательная литература, фольклористика для младшей школы. Можно сказать путеводитель по сказочному миру, пусть и со своей спецификой. В сети выложена аудиокнига:
https://m.knigavuhe.org/book/malchik-i-domovojj/ .