Подборка книг к 9 мая

May 08, 2024 21:59



.

1. «Технологии пропаганды: Экспорт из нацистской Германии на временно оккупированные советские территории»
Марина Викторовна Дацишина
Издательство «Кучково поле», 2023
Аннотация: Книга кандидата исторических наук, главного специалиста Российского государственного архива социально-политической истории М.В. Дацишиной посвящена истории нацистской пропаганды и актуальным вопросам воздействия на массовое сознание населения в интересах иностранной политической элиты.
Опираясь на широкий круг архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, автор показывает технологии пропаганды, которые из нацистской Германии были экспортированы на оккупированные территории СССР. В книге рассмотрена система органов, осуществлявших пропагандистскую деятельность, механизмы реализации пропагандистских целей и задач, технологии, направленные на отдельные социальные группы населения. Особое внимание уделено средствам массовой информации (печати, радио, кинопрокату и др.), а также роли немецкого языка как части оккупационной политики.
Тема пропаганды, которая приобретает особую актуальность в настоящее время, будет интересна не только историкам, но и широкому кругу читателей.

Отрывок: В «Директивах» были изложены основные тезисы, которые должны были транслировать все сотрудники немецких администраций. На вопрос населения оккупированных территорий, какую географическую и политическую форму примет та или иная оккупированная территория, следовало отвечать, что решение этого вопроса перенесено на послевоенный период. На вопрос, что делают оккупационные власти для развития конкретной национальной культуры, следовало отвечать, что это не является ближайшей целью борьбы немецких солдат; они решают важнейшие задачи текущего момента: военную и продовольственную задачи. Следовало подчеркивать, что немецкая администрация разрешает смотреть кинофильмы, носить национальные костюмы и петь народные песни. Переиздание шедевров национальной литературы следовало относить на послевоенный период, когда будет обеспечено достаточное количество бумаги. На вопрос о конфискации радиоприёмников следовало отвечать, что эта мера предпринята для борьбы с контрпропагандой. На вопрос о религии следовало отвечать, что допускается любая религия, если она лояльна германской администрации. В отношении школ позиция немецкой администрации заключалась в утверждении, что школа должна управляться централизованно оккупационными администрациями. В отношении голода в городах следовало отвечать, что в этом виноваты большевики и масштабы голода в городах преувеличены; немецкая администрация, в свою очередь, поддерживает только тех, кто с ней сотрудничает. Таким образом, каждый представитель национал-социалистической Германии на оккупированных территориях превращался в устного пропагандиста.
Особые указания относились к поведению немцев в общественных местах. В распоряжении от 23 октября 1942 г. Гиммлер писал, что задача особоуполномоченного по борьбе с партизанами обергруппенфюрера СС фон дем Бах-Зелевского не только бороться с партизанами, но и «поддержать моральный дух всех немцев, работающих на этой территории в невоенных организациях; “у меня лично, - продолжал Гиммлер, - сложилось впечатление, что росту партизанского движения в значительной степени способствует подавленность немецких служебных инстанций и отдельных немцев”». Показательно, что вместо термина «высшая раса» в «Директивах» использовался термин «руководящий слой» (führungsschicht). Поскольку немцы «принадлежали к руководящему слою», они не могли выполнять на глазах у подчиненных черновую работу. Немецким чиновникам, одетым в форму, запрещалось носить сапоги сапожнику или ходить с вёдрами за водой; самостоятельно возделывать и вскапывать садик: «Для этого есть евреи и поляки, а также украинцы и русские». Немцам запрещалось сидеть на корточках, валяться на соломе или в телеге, поскольку это не подобает «руководящему слою». Несмотря на мобилизационные лозунги пропаганды, невербальное поведение представителей национал-социалистической Германии должно было поддерживать риторику убеждения, задавая жесткую вертикаль власти.

К сожалению, глав из книги не нашла в открытом доступе, кроме https://kpole.ru/upload/preview_files/Datsishina_block_site.pdf
Зато есть интервью М.В. Дацишиной 2016 года: https://www.youtube.com/watch?v=PARZx9eDV44. Очень поучительно, даже, можно сказать, назидательно.

2. «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны»
Елена Зубкова, Коринна Кур-Королев, Вольфганг Айхведе, Ульрике Шмигельт-Ритиг. Перевод с немецкого Кирилла Левинсона
Издательство «Новое литературное обозрение», 2024
Аннотация: Принеся с собой миллионы человеческих жертв, Вторая мировая война стала ещё и культурной катастрофой: многие музеи были разграблены, церкви разрушены, а произведения искусства и библиотеки погибли в огне или были вывезены в качестве «трофеев». Книга, подготовленная российско-германским коллективом авторов, рассказывает о судьбе культурных ценностей России, утраченных в те годы. В центре исследования «военная история» нескольких музейных комплексов: пригородных дворцов под Санкт-Петербургом - Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины и древних русских городов Новгорода и Пскова. Какие меры предпринимались для защиты и спасения музейных собраний? Как и кем они были разграблены? Какими путями похищенные произведения искусства шли на Запад? Кто пытался их сохранить под бомбёжками, в оккупации и эвакуации? Ответы на эти вопросы авторы ищут там, где истории музеев переплетаются с историями людей - тех, кто спасал музейные ценности, и тех, кто занимался их грабежом. Это история, которая ещё не закончилась…

«“Охрана” произведений искусства в период оккупации»: https://artguide.com/posts/2713
«Что происходило с культурными объектами Новгорода в начале войны»: https://nplus1.ru/blog/2024/03/13/raub-und-rettung
И ещё о Новгороде: https://magazineart.art/book/rossijskie-muzei-v-gody-vtoroj-mirovoj-vojny-glava-iz-knigi-grabezh-i-spasenie/

Книга на первый взгляд может показаться сугубо специальной, но это только на первый взгляд. Никакой остросюжетной и криминальной прозы не надо с такими историческими работами, это не оторваться. Особенно будет познавательно тем, кто проживает или бывает в пригородах Петербурга, в Новгороде, в Пскове.

3. ««Вы, наверное, из Ленинграда?»: Дневники эвакуированных из блокадного города»
Составитель А.Ф. Павловский
Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023
Аннотация: Блокада Ленинграда, гуманитарная катастрофа и геноцид жителей одного из крупнейших мегаполисов Европы остается, быть может, самой пронзительной страницей в истории Великой Отечественной войны, в чьей тени до сих пор находится другое событие колоссальной значимости - эвакуация. В 1941-1944 гг. было эвакуировано около 1,8 миллиона жителей блокадного города, а также беженцев из Ленинградской области и прибалтийских республик. Однако о жизни этого огромного количества людей, исчезнувших из коллективной памяти о блокаде так, будто эпопея их страданий прекратилась в тот момент, когда они ступили на Большую землю, известно крайне мало.
Во втором томе «блокадной» серии, начатой Центром изучения эго-документов «Прожито» Европейского университета в Санкт-Петербурге со сборника «„Я знаю, что так писать нельзя“: Феномен блокадного дневника» (2022), публикаторы обращаются к свидетельствам «от первого лица» - записям, сделанным в эвакуации за сотни и тысячи километров от Ленинграда в пространстве от Ярославской области до Казахской ССР. В сравнении с блокадными дневниками (сотрудники «Прожито» насчитывают их более 600) дневники эвакуированных из Ленинграда являются необычайной редкостью. Какие стратегии выжи- вания были вынуждены выбирать блокадники на новом месте? Как они взаимодействовали друг с другом и жителями регионов? Какую ностальгию испытывали по покинутому родному городу, мечтая вернуться туда, где потеряли всё - близких, работу, дом? В настоящее издание вошли дневники А. М. Гробер-Рапопорт (1899-1990), Б. А. Куликова (1922-1980), С. П. Мещеряк-Булгаковой (1912-1992), В. Н. Бароновой (1921-?), В. В. Быстровой (1883-1981) и Л. В. Морозовой (Саблиной)(1922-2008) - опаляющие свидетельства эвакуации из блокадного Ленинграда, спасение которых из забвения прошлого восемьдесят лет спустя после прорыва блокады является настоящим чудом.

Очень давно ждала эту книгу.

2023, война, журналистика, 21 век, религия, город, беженки и эвакуированные, 2024, мир искусства, СССР, 20 век, Россия, новинка, немецкий язык, Германия

Previous post Next post
Up