Анонс: «Капризное отражение. Феминистские идеи на киноэкране»

Mar 19, 2024 21:55

Любимое издательство «Новое литературное обозрение» пополняет серию «Гендерные исследования» новой книгой о кино. В ней Татиана Вячеславовна Крувко и Валерия Александровна Косякова рассматривают с культурологической точки зрения... повесточку. Да-да, ту самую ужасную гендерную повесточку, которая, по мнению некоторых кинокритиков, доморощенных и не очень, так портит современный кинематограф. В чём ужас происходящего? Ужас происходящего в том, что проверенная временем, одобрением критиков и неизменными зрительскими восторгами киноклассика несёт в себе немалое количество феминистских идей. Более того, она без этих идей не была бы сама собою. Книжка небольшая, всего двести с небольшим страниц, но будит любопытство и любознательность.



Аннотация: Отношения между кино и феминизмом с тех пор, как оба феномена заняли важное место в западной культуре, были полны противоречий. С точки зрения феминизма, кинематограф - воплощенное дитя западной патриархальной культуры, олицетворение мужского мышления. С точки зрения кинематографа, женщина - желанный объект для съёмки. Благодаря пересечению этих двух взглядов кинематограф становится площадкой для феминистских дебатов и их исследований, активно формировавшихся десятилетиями. Опираясь на широкий круг работ, Татиана Крувко и Валерия Косякова анализируют актуальные стратегии взаимодействия кинематографа с феминистскими теориями и практиками XX-XXI веков. Выбор фильмов продиктован базовыми аспектами, к которым неизменно обращается феминистская критика: репрезентацией телесности, гендерной политикой, властными амбициями, политиками идентичности, инаковостью, постгуманизмом. На материале отобранных картин авторы находят в кинематографе отражения ключевых понятий фемтеории и показывают, как кино подсвечивало внутренние противоречия женского движения.

Оглавление:

Глава 1. Между мужским и женским: к дилемме бинарных оппозиций.
Глава 2. Чувствующее тело: от объекта к субъекту.
Глава 3. Женщина как Другой: аспекты инаковости.
Глава 4. Политики идентичности.
Глава 5. Не женское лицо войны.

А вот как пишет в своём телеграм-канале одна из соавторок:

Мы замыслили книжку ровно чуть более двух лет назад, незадолго до того, как часть не только тем, но и терминов, близких нам, стала табуироваться и выжигаться из языка. По мере продвижения вглубь мы даже не знали, какие из слов, написанных в тексте, будут еще возможны. Но речь сопротивляется принудительным рамкам насилия. Тем паче - образ.

Редакторка «Гендерных исследований», Мария Нестеренко, ещё в январе поделилась планами серии на год:

Ирина Юкина исправленное и дополненное издание «Русский феминизм как вызов современности» (под другим названием) (об этой книге мы уже писали - https://fem-books.livejournal.com/2395384.html)
Оксана Мутиева «Повседневная жизнь дагестанки в XIX веке»
Татиана Крувко, Валерия Косякова «Капризное отражение. Феминистские идеи на киноэкране»
Ирина Богдашина, Наталья Пушкарёва «Повседневность „простой советской горожанки“»
Джоан Уоллак Скотт «Секс и секуляризм»
Линда Петерсон «Становление писательницы: мифы и факты викторианского книжного рынка»
Лорна Мартенс «С её слов. Женская биография 1845-1969»

Даже не могу сформулировать, что из перечисленного сильнее хочется прочесть. А телеграм-канал под названием «Шипы и Розы» горячо рекомендую: https://t.me/rozacetkin/1961

культурология, гендер, 21 век, кино, русский язык, феминизм, мир искусства, 20 век, Россия, анонс

Previous post Next post
Up