Загадка Бетти Фридан

Feb 04, 2024 21:58

Бетти Фридан родилась четвёртого февраля и умерла четвёртого февраля. В день её рождения, в 1921 году, барон Унгерн штурмовал Ургу. В день смерти, в году 2006, праздновала двухлетие социальная сеть Facebook, а в Бейруте и Дамаске горели посольства скандинавских стран из-за карикатур на пророка Мухаммеда. В тире между датами на могильной плите уместилась целая эпоха...



Про Пеорию, родной город Фридан, есть расхожая фраза: вместо того, чтобы спросить, угодит ли нечто массовому вкусу, придётся ли по нраву среднему американцу и средней американке, задают вопрос «А сыграет ли это в Пеории?». Что сыграет в Пеории, то сыграет везде и всюду в США, имеется в виду. Этакий эталон заурядности. Семейство Гольдстайн, Гарри и Мириам, урожденная Горвиц, потомки еврейских эмигрантов из России и Австро-Венгрии, держали в Пеории ювелирную лавку. То есть держал один Гарри, а Мириам была домохозяйкой. Когда глава семьи заболел и был вынужден продать лавку, Мириам не растерялась, устроилась в местную газету вести колонку светской хроники. И так у неё, неплохо образованной и журналистски одарённой, пошло дело, что будни хранительницы очага она вспоминала с гадливым содроганием. Ей понравилось работать, понравилось зарабатывать. И дочь по примеру матери тоже увлеклась журналистикой. Но предложение написать колонку в школьную газету осталось без ответа, и Бетти Голдстейн с шестью подругами основали собственный журнал «Прилив» [Tide], где обсуждали не школьную жизнь, а домашний уклад и семейные проблемы. В Пеории это сыграло. «Прилив» читали и учащиеся, и их родители, и даже бабушки и дедушки.

Колледж Смит, альма-матер таких разных женщин, как Глория Стайнем, Нэнси Рейган и Силвия Плат, принял девушку из Пеории радушно. После первой же сессии Бетти получила награду за выдающиеся академические успехи. На втором курсе увлеклась поэзией, опубликовала в студенческой многотиражке немало стихов, а к сорок первому году уже и редактировала эту многотиражку в политизированном и антивоенном духе, нередко вызывавшем конфликты. Закончив учёбу с магистерской степенью по психологии, будущая феминистка стажировалась в Беркли под руководством выдающегося психолога Эрика Эриксона, автора концепции кризисов идентичности. А в Беркли, сами понимаете, какая атмосфера. Много было марксистов, очень много. Некоторые друзья Бетти уже на себе испытывали слежку ФБР. О ней самой такое неизвестно. Пока ещё неизвестно. Бетти Голдстейн хотела продолжать учиться, хотела заниматься наукой, но любимый человек сказал: зачем это тебе, девочка моя? - и сумел переубедить. Она покинула Беркли.

Несмотря на замужество и двоих детей, Бетти с новой фамилией Фридан журналистику всё-таки не бросила, работала в различных газетах и журналах, в том числе в Космополитен. Через пятнадцать лет после выпускного вечера её однокурсницы из колледжа Смит задумали пообщаться, и на встрече Фридан порвела мини-опрос, как им нравится взрослая жизнь. Результаты опроса, мягко выражаясь, не вдохновили. Чем более реализованной казалась женщина: дом-полная чаша, любящий муж, дети - тем меньше радости и смысла она видела в своём существовании. Ангелы домашнего очага незаметно утирали слёзы и поглаживали больные опалённые крылья.

Я брала интервью у другой женщины, когда та находилась в большой кухне своего дома, который она сама помогала строить своими собственными руками. Она замешивала тесто для своего знаменитого домашнего хлеба: платье, которое она шила для дочери, было наполовину закончено и лежало на швейной машине; в углу стоял ручной ткацкий станок. Детские предметы ручного труда и их игрушки были разбросаны по всему дому, от входной двери до камина: в этих дорогих современных домах открытой планировки совсем не было дверей между кухней и жилой комнатой. Не было и у матери ни мечты, ни мысли, ни желания отгородиться от своих детей. Она была беременна седьмым ребенком; её счастье было полным, говорила она, проводя все дни с детьми. Возможно, это была счастливая домохозяйка. Но незадолго до того, как мне уйти, я сказала, как бы в продолжение своим мыслям, что догадалась, что она шутила, когда говорила о ненависти к своей соседке - профессиональном дизайнере и вместе с тем матери троих детей. «Нет, я не шутила», - ответила она; и эта безмятежная домашняя хозяйка, готовившая тесто для хлеба, который всегда пекла сама, расплакалась. И добавила: «Я ужасно её ненавижу. Она знает, чего хочет. Я не знаю. И никогда не знала. Когда я беременна и дети маленькие, я - кто-то, в конце концов, мать. Но они растут. А я не могу всё время рожать детей».

Успех «Загадки женственности», а в год издания эта книга сделалась всеамериканским бестселлером, объясняется не только и не столько наболевшей тематикой, сколько превосходным языком, которым она была написана, доступностью и трезвостью подхода. Фридан превозносили и критиковали, смешивали с грязью и расхваливали. С одной стороны, представительницы среднего класса потянулись благодаря «Загадке» к женскому движению, справедливо считая, что равноправие решит их проблемы. С другой стороны, справедливо пеняла, например, белл хукс: а почему только средний класс и только белые женщины? Где рабочие семьи, где цветные женщины, где все эти люди без мужчин, без детей и без дома в царстве, в котором мужчин, детей и дома недостаточно для счастья? Трогательно написала одна американская домохозяйка в журнал McCall's: Всю жизнь я считала себя хорошим человеком, и счастливым. Теперь я обнаруживаю, что всё это время была несчастна, была каким-то чудовищем под маской - теперь уже без маски. Какой кошмар.

Джермейн Грир вообще считала, что у Фридан мания величия. А уж бесконечные дискуссии с Глорией Стайнем вошли в историю женского движения, как печальный пример обоюдной скептичности и подозрительности двух выдающихся женщин.

К сожалению, не была написана вторая часть «Загадки женственности», её предполагалось назвать «Женщина: четвёртое измерение». Да и другие произведения Фридан: дискуссионный «Второй этап» [The Second Stage] (1981), «Это изменило мою жизнь: Письма о женском движении» [It Changed My Life: Writings on the Women's Movement] (1976), «Источник старости» [The Fountain of Age] (1993), «За пределами гендера» [Beyond Gender] (1997) читались как бы через призму «Загадки женственности». В автобиографии «Жизнь и так далее» [Life So Far] (2000) Фридан написала о себе:

Всю жизнь я была сукой с тяжёлым характером. Некоторые говорят, что с годами я сделалась мягче. Право, не знаю.

«Загадка женственности»: https://fem-books.livejournal.com/2169228.html
https://fem-books.livejournal.com/222173.html
https://fem-books.livejournal.com/282694.html
Статья «Безымянная проблема»: https://fem-books.livejournal.com/1520711.html

материнство, критика общественного устройства, семья, русский язык, феминистка, феминизм, Америка, социология, фемкритика, классика феминизма, теория феминизма, история феминизма, осмысление женского опыта, США, брак, английский язык, впечатления от чтения, 20 век, дискриминация

Previous post Next post
Up