Надежда Хвощинская "Повести"

Dec 16, 2023 10:06

Оказывается, у нас были свои "сестры Бронте"! Надежда, Софья и Прасковья Хвощинские. Писали яркие произведения, печатались. Самой известной и плодовитой была Надежда Хвощинская(1821-1889), издававшаяся под псевдонимом "Крестовский" (не путать с Всеволодом Крестовским и его дочерью Марией Крестовской!), она была и писательница, и переводчица, и критикесса, в общем, ее можно назвать профессиональным литератором, работала как пчёлка до конца жизни. Две другие сестры также издавали повести и рассказы под псевдонимами. Все они очень болезненно воспринимали возможный деанон, потому что к пишущим женщинам общество относилось понятно как...снисходительно-презрительно. Именно поэтому Надежда так и не написала свои воспоминания, а Софья на смертном одре запретила переиздание своих произведений.

Надежда Хвощинская родилась в имении своего отца в Рязанской губернии. Отец - небогатый помещик, участник Отечественной войны 1812 года, бывший офицер-артиллерист, по выходе в отставку служил в Рязанской губернском отделении ведомства коннозаводства. Мать - польская дворянка. Через несколько лет после рождения Надежды отец был несправедливо обвинен в растрате казённых денег, лишился места, попал под суд и подвергся взысканию в размере 15 тысяч рублей (практически всего своего состояния). Семья была вынуждена переселиться в Рязань, но несмотря на эти обстоятельства, все дети Хвощинских получили хорошее домашнее образование.

Надежда Дмитриевна была художественно одаренной натурой - рисовала, помогала отцу заниматься каллиграфическим копированием деловых бумаг и топографических планов. Рано проявились у неё и литературные наклонности. В детстве вместе с братом и сёстрами сочиняла стихи, исторические романы, составляла рукописный журнал «Звездочка». Чтение было страстью Надежды - она перечитала все, что можно было найти в библиотеках отца и знакомых. Из литературных критиков самое сильное впечатление на неё произвел В. Белинский - его она позже назовет своим «духовным учителем».

Хвощинской принадлежит авторство известной фразы «Были времена хуже - подлее не бывало», годом позже использованной Н. Некрасовым в поэме «Современники»:

Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
«Бывали хуже времена,
Но не было подлей».

В этом сборнике три повести и два рассказа. Рассказы не впечатлили, ИМХО, авторке не хватает там пространства. А вот повести потрясающие, прочитала не отрываясь. Реализм, яркие характеры, социальный анализ, увлекательный сюжет, прекрасный язык без штампов и мелодраматизма.

"Братец" - Описание токсичной семьи. Это небогатые дворяне в уединенном поместье, мать и взрослые дети - три дочери и сын. Учитывая, что у сестер Хвощинских был брат, возможно, произведение автобиографическое. Мать души не чает в сыночке, все отдает ему, а дочери безо всяких перспектив образования или замужества грустно увядают. Сынок прожигает жизнь в Петербурге, а когда наведывается в поместье, требует денег и издевается над неуклюжими провинциалками. Наконец-то младшей улыбается счастье, но братец своего не упустит...

"Пансионерка" - Наивная шестнадцатилетняя девочка из купеческой семьи готовится к выпускным экзаменам в пансионе, гуляя по саду с учебником. А через забор, в соседнем саду, сидит местный вольнодумец и интеллектуал. Начинают общаться. Вольнодумец со скуки начинает "развивать" девочку, иронизировать над образованием в пансионе и патриархальным укладом её семьи. Она, конечно, влюбляется, переживает ад первой любви по полной. Воспринимает его слова серьезно: не готовится к экзаменам, в итоге проваливается, конфликтует с семьей. А герой ее романа о ней и не думает, увлечен местной красоткой...

"Первая борьба" - Очень напомнило "Подросток" Достоевского. Интересно, что вышло раньше?
Юноша тяготится незначительностью обстановки, терзается комплексом неполноценности перед светскими товарищами, мечтает разбогатеть по примеру Растиньяка. И не на пустом месте: в детстве отец отправил его к богатой родственнице, там он приобрел светские навыки, любовь к французской поэзии и прочую куртуазность. А потом неожиданно пришлось вернуться в провинциальный городок, простую необразованную среду. Мальчик в шоке.
Повесть несколько обманула ожидания...сначала я думала, что тут не будет морализаторства и обличения детячьего эгоизма аля Алексин, даже мысленно похвалила авторку за то, как шикарно описано восприятие подростка, которому все не так и все родное кажется ужасно пошлым, и что герой вполне заслуживает снисхождения (как к нему и относятся умные люди в повести). Но потом герой неожиданно оказался форменной скотиной, а вроде бы ничто не предвещало, ничего в лоб не прописывалось.

Очень жаль, что Хвощинскую издают мало. А написала она очень много!
Хотелось бы почитать ее роман "Большая медведица", посвященный проблемам феминизма.
В 2001 вышла ее переписка, книга "Я живу от почты до почты"...издана в Германии. Ну супер просто! А у нас, можно подумать, никому это не надо.

«У меня был ёж; премилый зверь; прожил пять дней у меня в комнате, но уж слишком необразован и принимал пол и нижние полки этажерок за мать сырую землю, которая всё выносит. Да ещё полюбил очень связки «Русского вестника» и почивал на них, читая, как я, на сон грядущий, и несколько мешая страницы»

«Я сделала себе прелестную вещь: веер, какого нет подобного в мире - и это буквально. Он синий, шёлковый, конечно, но на нём, со всем соблюдением градусов и расстояний, вышит блёстками небесный свод. Все созвездия, ищи любое, как на карте. Я любуюсь этим, будто маленькая. Отделан он очень просто: на простых китайских чёрных ручках - но для такой высокой красоты, как небо - никакая богатая отделка не могла бы годиться. Если судьба занесёт меня в Петербург, веер, конечно, приедет со мною.»

«Вы говорите, что в моих романах я указывала женщинам новую дорогу, нет, друг мой, вы ошиблись. Новое существование, может быть. Женщина никогда не выбьется на прямую дорогу одна, сама собою; ей должен помочь в этом весь общий строй жизни. Прежде надо ещё поисправиться ему, а теперь употреблю сравнение: прыгая по недостроенному, расшатанному и нескладному мосту, преследуемая криками зевак, лаем собак и неуклюжею помощью неискренних сочувственников мужского пола, женщина только исцарапается, оборвётся и ни до чего не достигнет. Я просто описывала положение женщин, каково оно было, каково оно часто и теперь. Мученичество этого положения - только следствие всего окружающего. Я называла жертву для того, чтобы виноватые видели, до чего они доводят и, одумавшись, стали бы жить толковее. Взгляните на мою «литературную деятельность» с этой точки зрения, и вы убедитесь, что я не «смелая проводница новых путей», а «неудавшийся педагог, которого никто не слушал и слушать не станет». Я не могла показывать пути, потому что в настоящем положении общества, я его сама не вижу, а не доверяя тому, что называют «улучшением, шагами вперёд», не смею даже сказать, есть ли этот путь».

Почитать повести Хвощинской можно здесь: http://az.lib.ru/h/hwoshinskaja_n_d/



критика общественного устройства, взросление, семья, повесть, подростки, Россия, писательницы, бытописание, 19 век

Previous post Next post
Up