Новинка, книга издана в этом году, издательство Ивана Лимбаха. Недорого продается на ОЗОНе. Впервые была издана в 1997, но то издание найти сложно.
Очень приятная обложка, и по цвету, и на ощупь. Бумага тоже приятная, шрифт крупный.
Сама книга небольшая. Вообще я поняла, что главное достоинство мистического произведения - его краткость.))) Но, несмотря на краткость, в книге уместились 1) метафорическая проза "Повесть о Татариновой" 2) драма в стихах "Богородицын корабль" 3) сборник мистических стихов "Крылатый гость" 3) огромная вступительная статья Александра Эткинда и примечания - интересно и информативно.
Про авторку я и не знала ничего!
Анна Радлова (1891-1949), урожденная Дармолатова - "типичная представительница" Серебряного века, поэтесса, мистик(? какой тут феминитив?), переводчица, красавица, роковая женщина, петербурженка. Закончила Бестужевские курсы, стихи писать начала с 1916. Входила в литературный круг Кузмина и Гумилева. Всегда презрительно отзывалась об Ахматовой, та ей платила тем же, кого-то они там не поделили...
Вышла замуж за известного театрального деятеля Сергея Радлова, увлеклась театром, переводила Шекспира (очень удачно!). Пережила оккупацию во Франции, вернулась в СССР, сразу же была арестована. Погибла в лагере, в деревне около Рыбинска...
Весь этот сборник посвящен освоению русской народной мистики - раскольникам, хлыстам, скопчеству. Похоже, Радлова хотела соединить рафинированную мистику символистов с народной мистикой сект, которая в ту эпоху тоже бурно развилась и расцвела. И это у нее получилось!
«Богородицын корабль» (1921) - драма в пяти сценах, написанная "народным" стихом, фабула основана на апокрифической легенде русских скопцов о том, как царица Елизавета ушла в народ инкогнито и стала раскольничьей богородицей. Главную героиню должна была играть Любовь Менделеева-Блок, Прекрасная Дама Серебряного века, а на сцене полностью воспроизводилось раскольничье "радение". Очень жаль, что пьеса так и не была поставлена.
«Повесть о Татариновой» (1931) написана динамичной метафорической прозой, рассказывает о сектантской общине Екатерины Татариновой, существовавшей в Петербурге во времена Александра I. Общину составляли знатные и известные люди: генералы, сановники, племянник Милорадовича, художник Боровиковский. Даже государь император посещал секту в Михайловском замке. Там проводились радения и кружения, раздавались мистические откровения и производились исцеления. Татаринова была ученицей скопца Селиванова, но придерживалась мнения, что "скопить нужно сердце, а не плоть". Повесть полностью основана на документах. Написано хорошо, хотя ситуации там рискованные, чуть меньше вкуса - и вышла бы пародия.
И сборник стихов "Крылатый гость"- мистика, эротика, апокалиптика.
Была ты как все страны страной
С фабриками, трамваями и калеками <…>
И были еще просторные поля, буйный ветер
и раскольничьи песни -
- Сударь мой, белый голубь, воскресни <…>
Плоть твою голубь расклевал и развеял по полю ветер,
Снится в горький вечер пустому миру -
Ни трамваи, ни фабрики, ни Шаляпины, а песня -
Сударь мой, белый голубь, воскресни.
<…>Скоро во всем широком мире
Не останется ни одной незамутненной реки.
И синим куполом опрокинется небо,
А земля задохнется под стеклянным колпаком,
И не будет больше ни травы ни хлеба,
Полынь-звезда засияет синим огнем.
И двинется двинулся надвигается лес шелестящий…