Аграфена Глинкина "Невольное детство"

Oct 15, 2023 18:48

Еще одни воспоминания крестьянки.
Аграфена Ивановна Глинкина (в девичестве Колымагина) (1898-1971) - известная народная певица из Смоленщины. Книга записана с ее слов в 1950е, она не только про детство, но про всю ее жизнь. Кстати, к книге прилагается СД...но, к сожалению, песни записаны по-варварски, как в 70х было принято: для экономии пленки записывались один-два куплета из каждой песни, только чтобы зафиксировать мелодию.
Это западный регион, граница с Беларусью, Глинкина часто упоминает "панов". Конечно, в этнографическом плане очень интересно про деревню, про семью, про обычаи, про всякую трудовую деятельность. Семья её живет не очень богато, но и не бедно, описаний еды мало, только в контексте, как здорово удалось с подружкой совершить налет на яблоневый сад соседа.

...В этой песне я задумывалась, как, правда, тяжела жизнь бедняка: когда он женится и не может прокормить своих детей и жену обуть. Почему-то мне это было самое страшное впечатление, хотя я сама все время у отца ходила босиком, ботинки не понимали носить. Хотя и были ботинки одне на всех в семье, одевали только, кто пойдёт в церковь. Дорогой идет босиком, а когда подойдет к церкви, тогда садится, об тряпку или траву вытрет ноги и оденет ботинки. Только постоять в церкви в ботинках - домой идет тоже босиком, а ботинки несет в узелке. Так на семью насколько хватит ботинок? Конечно, на весь век.

По характеру Аграфена яркий экстраверт, с детства очень активная и самостоятельная, участвует во всем, что только есть, дает меткие характеристики окружающим.

...По тому времени я была не хороша и не плоха. Но чужим людям я многим нравилась, даже указывали пример некоторые старики мною. Вот Кузьма Макаров старик говорит на свою дочку Наташу: «Вон как бы ты была у меня такая дочка, как у Ивана Кузьмича и у Пелагии Дмитриевны дочка, вон она как вихрь везде и на работе, и на песни, за ней все общество гонится. А ты у меня - сидишь, как кукла, всю весну под яблонькой и путно себя не образишь. На тебе и сарафан сидит как на чучале. Хотя бы поучилась, как Агрипина себе шьет сарафаны: смотри, на ней как на игрушке одет сарафан, любо посмотреть на нее чужому человеку».

Впечатляет история ее первого замужества. Замуж отдают насильно. Аграфена всячески игнорирует и жениха, и обряды сватовства, но отвертеться не получается.

...Каравай кончился, начался девишник. Девушки собрались, посадили меня на скамеечку. И первая подневестница начинает расплетать мне косу и чесать голову. А я плачу просто навзрыд, криком кричу. Молодухи ко мне подошли и говорят: «Что ты делаешь, разве так невесты плачут? Это только так плачут, кто идёт под расстрел!» Я ответила сквозь зубы: «Такое насилие - хуже расстрела!» Думаю, буду плакать до тех пор, покамест стану неживой, а убежать мне нельзя было из дому: за мной следили, чтоб я что не сделала над собой.

...Прочитав нам молитву, священник стал нам надевать венцы на голову и надевать кольца. Священник спрашивает у жениха: «Согласен?» Он ответил: «Согласен!» Дошла до меня очередь, священник спросил: «Согласна?» Я тихим голосом сказала, что не согласна с ним венчаться. Священник вторично переспросил у меня, я ответила: «Не согласна!» Священник стал настаивать. Что грешно не послушаться отца и быть самовольницей. Поручители взбесились, говорят: «Венчай, не слушай её капризов!» Обвенчали, идём из церкви. Свахи ещё на паперти запели песню «Солгали попу, солгали, брата с сестрою свенчали».

...Настала ночь, ложатся все спать, кто на полу, кто на полатях, жених пошёл в чулан спать, а я сижу на лавке. Подошёл свекор и говорит: «Доченька, иди спать на свое место, ложись!» Я ответила: «Мое место, где сижу!» Я сидела до утра на лавке.

...Завтрак был печальный. Сели за стол и почти не разговаривали. Хотя и выпили мужики, но молча, сопя закусывали. Видно было, что я печаль навела на всех. Жених злом всем ответил: «Никуда она не денется, повертится - да на этом месте останется. Ведь она венчаная, а батька ее назад не примет, я хорошо знаю. У нее батька строгий».

...Я поблагодарила за завтрак, но у меня крошки во рту не была. Увязала свое венчальное платье в платочек и вышла за дверь, потом во двор - и последняя была калиточка со двора на огород. Я быстренько выбежала на огород, оглянулась: за огородом рядышком были лозовые кусты, и тут же начиналось болотце. А потом - темный большой лес, до самого нашего родного поля. Я еще кругом оглянулась, прислушалась, не идет ли кто со двора. Не слышно. Все тихо. Я вприпрыжку несколько раз прыгнула легче птички и спряталась за первые кусты лозы. Эта лоза - первый был мой покровитель. Я остановилась, назад поглядела: бежит кто за мной? Нет никого. Я дальше пробежала в болота. На пути мне попала вода до колен и топкая грязь выше колен. Я стала вязнуть в грязи, хвататься за кусты и ломать ветки себе под ноги, чтобы не топили ноги. Но это путешествие мне не страшно было: вода была теплая и грязь. Когда я вошла дальше в болото, на эту минуту я себя чувствовала одинокой и эти часы - свободной. Надо мной нет хозяев. Я вырвалась из плена.

Читать здесь: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003350320?page=1&rotate=0&theme=white

Слушать песни: https://vk.com/music/playlist/-20283174_81512134_2a559a55dd88e257fe


мемуаристика, взросление, семья, автобиография, музыка, брак, СССР, мир искусства, творчество, 20 век, детство, Россия, бедность

Previous post Next post
Up