Классика антропологии религии приходит на наши книжные прилавки, пусть с известным опозданием, но очень вовремя. «Новое литературное обозрение» представляет в переводе Ксении Колкуновой самую известную работу Сабы Махмуд «Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект». .
Аннотация: Книга Сабы Махмуд (1962-2018), антрополога и профессора Калифорнийского университета в Беркли, - новаторский анализ исламистской культурной политики. В его основе - этнографическое исследование низового женского движения благочестия в мечетях Каира, направленного не на захват или преобразование государства, а на реформирование морали. Рассматривая традиционные исламские практики, на которых фокусировались его участницы, Саба Махмуд показывает, какое значение для политического ландшафта Египта имело это движение и как в его контексте этическое и политическое оказывается неразрывно связано между собой. Ее работа посвящена поиску ответов на три центральных вопроса: как движения морального реформирования помогают нам переосмыслить нормативный либеральный подход к политике? Как приверженность женщин патриархальным нормам, лежащим в основе таких движений, проблематизирует ключевые положения феминистской теории о свободе, агентности и власти? И как анализ дебатов о религиозных практиках среди исламистов и их светских критиков помогает понять концептуальную связь между телесностью и политическим воображением?
Удивительная биография Сабы Махмуд [Saba Mahmood] сама могла бы стать сюжетом научного исследования. Родилась будущая учёная в Кветте, городе, который величают фруктовым садом Пакистана и столицей мятежных белуджей. Кветта печально славится землетрясениями и террористическими актами на почве религиозной ненависти. Погибали в том числе и граждане России. В этом суровом городе-крепости отец Махмуд работал не кем иным, как полицейским. Мать, домохозяйка, воспитывала троих детей. В двадцать лет Саба Махмуд покинула Пакистан, тобы учиться в Вашингтонском университете. Планировалось изучать архитектуру и градостроительство, даже магистерская диссертация была в этой области защищена. И тут началась первая война в Персидском заливе. Тогда ещё не знали, что она - первая. В академической среде разгорелся интерес к исламу в частности и социологии религии в целом, Махмуд тоже прониклась темой и ушла в общественные науки бесповоротно.
Первая книга Махмуд «Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект» [Politics of Piety: the Islamic Revival and the Feminist Subject] была посвящена низовому движению ревнительниц мусульманского благочестия в Египте. Исследовательница прибегла к методу включённого наблюдения и внедрилась в ячейку движения, базировавшейся в одной из сорока сороков каирских мечетей. Этнографические зарисовки, интервью с участницами, акцент на телесных практиках и их связи с политическим и этическим воображаемым (Шишков, прости, не знаю, как перевести imaginaries) - как мы понимаем, без Фуко, Бурдьё и Джудит Батлер тут обойтись было нельзя. По итогам эту феминистскую монографию больше всего критиковали сами феминистки. Их возмущало, что антифеминистское по своей сущности традиционалистское движение выступает в роли полигона для развития субъектности участниц. В предисловии к второму изданию «Политики благочестия» Саба Махмуд вступила в дискуссию, справедливо отмечая, что в её задачи не входило классифицировать конкретное . движение как хорошее профеминистическое или плохое патриархальное. Стояла иная цель - не просто описать благочестивиц и уж тем более их не разоблачить (на то публицистика есть), а хотя бы приблизиться к пониманию, почему и отчего женщины, стремясь к самоутверждению и самореализации, обращаются к неотрадиционализму в довольно суровом его изводе.
И первый вывод Махмуд - не такой уж этот неотрадиционализм традиционный. Об Александре II говорили старообрядцы: в его новизнах есть старизна. А тут наоборот, в возрождении старинных и возвышенных форм богопочитания присутствует вызывающая, эпатирующая даже новизна. Мечеть традиционно - это мужское пространство. Преподавательская кафедра - это возвышение, с которого должен вещать мужчина, и только мужчина. А скромницы-благочестивицы, культивируя строгость и сдержанность нравов, исподволь оказываются достойны и присутствия в мечети, и учительской должности, и веского морального авторитета... которым её мама и бабушка не пытались обладать даже и в помыслах. Должна ли агентность обязательно сопровождаться бунтом против всякой власти? Или там, где присутствует строгая субординация, тоже есть место активной самостоятельности?
В марте 2018 года многие социологические журналы вышли с посвящением Сабе Махмуд: учёная умерла на 58-ом году жизни от скоротечного рака. В некрологе трогательно отмечались не только научные достижения Махмуд, но и её любовь к дикой природе и классической пакистанской поэзии. Также не могли не упомянуть, что она гениально готовила и любила принимать гостей. И даже из тех отрывков «Политики благочестия», которые я сейчас читаю, видно, насколько Саба Махмуд была гостеприимным человеком - читаешь и как будто бы у очага сидишь. В общем, книга явно очень любопытная, прошу любить и жаловать.
Статья К. Колкуновой:
https://cyberleninka.ru/article/n/saba-mahmud-kritika-i-samokritika-v-sovremennyh-issledovaniyah