Из статьи «Дом как место сопротивления» (перевод Н. Красильниковой):
Я никогда не забуду то чувство причастности к общей истории, к общей точке, которое я почувствовала, когда впервые прочитала о бедственном положении черных женщин-служанок в Южной Африке. Черных женщин, работающих в домах белых людей. Их истории пробудили воспоминания о нашем афроамериканском прошлом. Я помню, как одна черная женщина жаловалась, что после того, как на рассвете она приезжала в дом белых людей и после работы там в течение всего дня, где она отдавала время и энергию, у нее «не оставалось ничего для себя». Я знала эту историю. Я читала об этом в рассказах рабынь об афроамериканских женщинах, которые, подобно Соджорнер Трут, могли сказать: «Когда я плакала от материнского горя, никто, кроме Иисуса, не услышал». Я знала эту историю. Я росла, слушая о черных женщинах, вынужденных заботиться о белых семьях, когда они просто хотели иметь время и энергию, чтобы заниматься своими собственными.
Я хочу вспомнить этих черных женщин сегодня. Акт вспоминания - это сознательный жест, отдающий дань уважения их борьбе, их усилиям сохранить что-то для себя. Я хочу, чтобы мы понимали, что эти усилия были и остаются радикально подрывным политическим жестом. Ибо те, кто властвуют над нами и угнетают нас, получают наибольшую выгоду, когда нам нечего дать себе, когда они отняли у нас наше достоинство, нашу человечность, так что у нас ничего не осталось, никакого «дома», где мы могли бы восстановиться. Я хочу, чтобы мы помнили этих черных женщин сегодня, их прошлый вклад и их усилия в настоящем. Даже сейчас, пока я пишу этот текст, черные женщины в Южной Африке находятся в эпицентре апартеида и из-за всех сил пытаются обеспечить быт своих семей. «Мы.. знаем, как страдают наши сестры» (Quoted in the petition for the repeal of the pass laws, August 9, 1956). Я хочу, чтобы мы чтили их не из-за страданий, а благодаря их борьбе, потому что они продолжают сопротивляться. Я хочу говорить о важности дома, родного места, в реальности угнетения и дискриминации, о доме как пространстве сопротивления и освободительной борьбы. Вьетнамский буддистский монах Тхить Нят Хань писал о сопротивлении во время войны во Вьетнаме:
«Сопротивление само по себе должно иметь бОльшее значение, чем сопротивление именно войне. Сопротивление должно быть против всех явлений, которые похожи на войну. Возможно, сопротивление означает противодействие вторжению, оккупации, насилию и уничтожению системой. В такой трактовке цель сопротивления - искать исцеления самих себя, чтобы иметь возможность ясно видеть... Я думаю, что сообщества сопротивления должны быть местами, где людям легче обратиться к своим внутренним ощущениям, где условия таковы, что они могут исцелить себя и восстановить свою целостность».
Статья полностью:
https://feminisms.co/zine/bell-hooks; в нашем сообществе:
https://fem-books.livejournal.com/2064763.html Портрет белл хукс на стене дома в городе Береа [Berea], штат Кентукки