Начнём сначала. Впервые премию Пулитцера за лучший поэтический сборник вручили в 1922 году -- жюри не нравилось, что стихотворные произведения получают какой-то невнятный спецприз от Общества поэзии. Первым лауреатом стал Эдвин Арлингтон Робинсон, который затем получал Пулитцера ещё два раза и четырежды номинировался на Нобелевскую премию, к сожалению, неудачно. На следующий год за «Балладу об арфистке-ткачихе» [The Ballad of the Harp-Weaver], «Немного смокв с чертополоха» [A Few Figs from Thistles] и «Восемь сонетов» лавровым венком увенчали
Эдну Сент-Винсент Миллей. Это сейчас её творения вошли в хрестоматии, а имя прочно водворилось среди американских классиков, выбор жюри возражений не вызывает. А тогда... Тяжело больная после аборта, устроенного её матерью по рецепту из лечебника XVIII столетия, поэтесса ещё не знала, что её личное счастье и расцвет пока впереди. Люблю Миллей, с благодарностью помню, каким откровением стали её стихи в сборнике «Американская поэзия». Про кошек сейчас цитировать не буду, уж больно печально, а приведу юмористическую зарисовку в переводе М. Редькиной:
На взгляд соседки
Пол у ней не подметён,
Посуду моет редко -
Целый день на солнышке
Жарится соседка,
Заполночь далёко
Держит настежь дом,
Топит печь не раньше,
Чем часу в восьмом.
Вскапывает грядки
Совком да чайной ложкой,
Полет квёлый свой салат
Под луной сторожкой,
Ходит как в тумане -
Право, это странно:
Занимает масло,
Отдаёт сметану!
Словно бы лужайку,
Свой стрижёт газон -
Клевер оставляет
С четырёх сторон.
Предыдущие посты об Эдне Сент-Винсент Миллей:
https://fem-books.livejournal.com/145189.htmlhttps://fem-books.livejournal.com/2250554.htmlhttps://fem-books.livejournal.com/788614.html В 1926 году Пулитцеровскую премию получила Эми Лоуэлл [Amy Lawrence Lowell] за сборник «Который час» [What's O'Clock]. К сожалению, посмертно.
Предыдущие посты об Эми Лоуэлл:
https://fem-books.livejournal.com/634337.htmlhttps://fem-books.livejournal.com/1903730.htmlhttps://fem-books.livejournal.com/1426909.html Но если Сент-Винсент неувядаемая, да и к Лоуэлл после долгого забвения вернулась заслуженная слава, то лауреатку 1927 года вспомнят разве что профессиональные литературоведки. А зря. Леонора Шпейер, или Спейер [Leonora Speyer] была поистине незаурядной личностью. Дочь популярной романистки Джулии Шайер и силезского графа Фердинанда фон Штоша, она родилась в Вашингтоне в 1872 году. Отец, к сожалению, рано умер, оставив Леонору с сестрой сиротами, но отчим оказался очень порядочным и широко мыслящим человеком. Он дал падчерице музыкальное образование в консерваториях Брюсселя, Парижа и Лейпцига. Тайнам скрипичного искусства её обучали сам Никич и сам Зайдль. Первый брак Леоноры фон Штош был неудачный, через пять лет закончился разводом. Дочь Инид осталась на попечении матери. А потом в Лондоне на концерте Леонору увидел миллионер Эдгар Шпейер, влюбился и посватался. Это был необыкновенно счастливый брак, единственно омрачённый Первой мировой войной и антинемецкими нападками, в случае Шпейера безосновательными. Немец по происхождению, он был противником политики Германии, а Вильгельма видеть не мог. Из-за этих-то нападок чета Шпейеров и переехала в США. В Нью-Йорке родились три дочери Памела, Леонора и Вивиен, а госпожа Шпейер продолжила музыкальную карьеру и увлеклась поэтическим творчеством. «Прощание скрипачки» [Fiddler's Farewell] наградили как лучшую книгу года. Сейчас стихи Шпейер воспринимаются как старомодные, но есть в них вневременное обаяние.
Портрет кисти Сарджента.
В 1935 году двадцатичетырёхлетняя Одри Вурдеманн [Audrey Wurdemann] стала самой молодой пулитцеровской лауреаткой за всю историю премии. Рекорд до сих пор не побит. Вурдеманн действительно можно назвать вундеркиндом. Она, например, не посещала начальную школу, училась самостоятельно, а в одиннадцатилетнем возрасте без труда поступила в среднюю школу. Дебютный сборник «Шёлковый дом» вышел с помощью известного поэта Джорджа Стерлинга, когда девушке ещё шестнадцати не было. В нём отразились впечатления от путешествия по Азии. «Сияющая засада» [Bright Ambush] появилась после долгого перерыва, когда Вурдеманн уже состояла в браке с прозаиком Джорджем Ауслендером. Он преподавал, она работала женой преподавателя. Написала ещё три книги стихов и в соавторстве с мужем два приключенческих романа. Умерла, не дожив до пятидесяти, в 1960 году. До конца жизни верила, что приходится прапраправнучкой Перси Биши Шелли, но впоследствии это оказалось семейной легендой.
Автопортрет Одри Вурдеманн
В 1938 году, как мы уже знаем, Пулитцеровскую премию за лучшую книгу поэзии получила
Мария Затуренска. А вот в сороковые награда вручалась девять, а не десять раз (в 1946 году не стали почему-то связываться с поэтической премией), и неизменно доставалась мужчинам. Но потом наступили пятидесятые, и началась совсем, совсем другая история. Продолжение следует.