Ещё новинки «Нового литературного обозрения»

Jul 03, 2022 01:07

За минувший месяц в серии «Гендерные исследования» вышел не только «Инфернальный феминизм», о котором я писала вчера, но и монография Марии Нестеренко «Розы без шипов. Женщины в литературном процессе России начала XIX века» [НЛО, 2022]. Мария Нестеренко, докторантка филологического факультета Тартуского университета, выводит забыбые женские литературные имена из небытия уже очень давно. В издательстве common place она составляет ретрофеминистскую серию «Ѳ», где вышли такие замечательные книги, как «Одеяло из лоскутьев» Любови Копыловой, «Аничкина революция» Натальи Венкстерн, «Фронт» Ларисы Рейснер, «Защитный цвет» Эльзы Триоле. Кроме того, Мария Нестеренко ведёт в Телеграме познавательный канал под названием «Роза Цеткин»: https://t.me/rozacetkin. В «Розах без шипов» филологиня расскажет нам о писательницах и поэтессах, о которых мы с большой долей вероятности даже не слыхали.

Главная героиня книги - поэтесса Анна Бунина, которая стремилась сделать литературу своей профессией в то время, когда эта творческая сфера только начинала складываться в России. Ее родственник писатель Иван Бунин приветствовал женщин-литераторов и был уверен, что их работы помогут в просвещении российского общества. А вот другие мужчины-писатели воспринимали их как угрозу. Мол, женское творчество потакает разврату. Например, литературный критик Виссарион Белинский был против того, чтобы женская поэзия перебиралась „из будуара в кабинет“. Рецензируя книгу поэтессы Евдокии Ростопчиной, он пишет, что она напрасно пытается заниматься рассуждениями и что ее стихотворения стали бы лучше, „если бы захотели оставаться поэтическими откровениями мира женственной души“.

Каков Виссарион Григорьевич! скажем в скобках. Бунину-то вольно было приветствовать женщин, посвятивших себя литературе. В его время это было уже мейнстримом. А девятнадцатое столетие, хоть и помнило златой век Екатерины, к женскому творчеству относилось скорее насторожённо. Греч в первом издании «Учебной книги российской словесности» (1819) Посвятил пространные статьи царевне Софье, которую почитал первой русской писательницей, Екатерине Дашковой и, конечно, Анне Буниной, главной в его представлении поэтессой современной ему России. К третьему изданию осталась только значительно сокращённая статья о Буниной, а Софья и Дашкова со страниц пособия исчезли. А неважное мнение такого выдающегося критика, как Белинский, точно так же стёрло со страниц истории Бунину. Нестеренко вспоминает метафору Урсулы Ле Гуин об исчезающих бабушках, подготовивших почву для целой когорты последовательниц, не оценивших их усилия.

7 июля в 19:30 в Центре Вознесенского (Москва, Большая Ордынка, 46, стр. 3) пройдёт презентация книги «Розы без шипов» с участием писательницы Оксаны Васякиной.

А на сайте издательства можно предзаказать невольное продолжение этой книги, посвящённое переломной эпохе в отношении к женскому творчеству: коллективную монографию «Женщина модерна. Гендер в русской культуре 1890-1930 годов» под редакцией В.Б.Зусевой-Озкан.



гендер, 21 век, литературоведение, поэзия, забытые имена, 2022, 20 век, история, Россия, новинка, писательницы, анонс, критика, 19 век

Previous post Next post
Up