Элизабет Ноэль-Нойман: судьба учёной в Германии

Mar 23, 2022 23:58

Вчера мы обсудили понятие спирали молчания в социологии и политологии. Жизнеописание Элизабет Ноэль-Нойман, которая ввела в научный обиход этот термин, представляет большой интерес, в том числе с социологической и политической точки зрения. Родилась будущая учёная в Далеме, пригороде Берлина, в 1916 году. Её отец Эрнст Ноэль, доктор права, в Первую мировую дослужился до ротмистра, после чего власти сочли, что он лучше поработает по специальности, и направили юриста в отдел снабжения боеприпасами, в столицу. Супруга Ноэля, Ева, в девичестве Шапер, происходила из династии людей искусства. Её отец Фриц Шапер был знаменитым скульптором, автором, например, памятника великому Гёте в Тиргартене. Дядюшка Гуго Шапер, придворный ювелир, создал корону кайзера Вильгельма Второго. Прадед, Ф.Э. Риттерхауз -- знаменитый поэт-романтик.

Элизабет, старшая в семье (после неё родились ещё трое детей), сменила несколько школ в Берлине, год поучилась в престижном пансионе Салем-Шлосс-Шуле, а аттестат зрелости получила в Геттингене. Гуманитарные знания выпускницы позволили с лёгкостью поступить в университет Фридриха-Вильгельма, где Элизабет Ноэль изучала философию, историю, журналистику и американистику. Некоторое время она училась в Кёнигсберге, в знаменитой Альбертине.

В числе двадцати четырёх лучших студенток Ноэль была отобрана для визита в Оберзальцберг и встречи с Адольфом Гитлером. Позднее она назовёт эту поездку едва ли не самым странным и насыщенным опытом за всю свою жизнь. Фюрер был обаятелен, любезен, пригласил девушек на чашку кофе... Сияющее энтузиазмом лицо юной Элизабет на фотографии -- она стоит как раз за спиной Гитлера. Вскоре многообещающая студентка получает грант на год обучения в США, а именно в университете штата Миссури, на факультете журналистики. То есть это она утверждала, что -- на факультете журналистики, а на самом деле так называемых "учащихся особого статуса" не допускали на эту специальность, как и на право, и на медицину. Какой-то другой был факультет. Интересно, какой именно.

В 1940 году Эрнст Ноэль вступает в НСДАП, а его талантливая старшая дочь защищает в Берлине диссертацию об исследованиях общественного мнения в США. Предвосхищая вопросы: да, в диссертации встречаются антисемитские пассажи. При этом написана она со знанием дела и практически вводит даже неподготовленного читателя в методологию Гэллапа.
Некоторое время Ноэль работала в нацистской газете Das Reich и даже опубликовала там программную статью "Кто информирует Америку?" Кто-кто, евреи, конечно. Статья была с душком. "Иудеи пишут в газеты, владеют газетами, монополизировали рекламные газеты и закрыли перед всеми остальными ворота, ведущие к рекламным прибылям". Казалось бы, карьера в кармане! Но не тут-то было. Несколько недель спустя Элизабет Ноэль уволили. Никогда не догадаетесь, за что. Она заменила неудачные, по её мнению, фотографии Рузвельта, на те снимки, где американский президент выглядел более интеллигентно и симпатично. По тому времени это была страшная крамола. Впрочем, свято место не бывает пусто. Молодая журналистка устроилась во Frankfurter Zeitung, где и работала до 1943 года, до самого скандального закрытия этой газеты. Известно, что сам Йозеф Геббельс не преминул пригласить молодую исследовательницу в проект создания новой, расово верной социологической статистики. Элизабет Ноэль учтиво отказалась, сославшись на серьёзную болезнь. Она действительно долго болела в военные годы, на фотографиях заметно последствие: выраженная кривошея. Но Геббельс был в гневе.

Война закончилась. В 1947 году вместе с мужем, политиком Эрихом-Петером Нойманом, Элизабет Ноэль-Нойман основала в Алленсбахе институт изучения общественного мнения, так называемый Институт демоскопии. На данный момент это одна из самых известных социологических организаций Германии. Около двадцати лет Ноэль-Нойман занимала профессорскую кафедру в университете имени Гутенберга (Майнц), с 1978 по 1980 годы была председательницей Мировой ассоциации исследователей общественного мнения и в этом качестве была приглашена преподавать в Чикагский университет. На тринадцатый год её работа была прервана колоссальным скандалом. Лео Богарт, американский социолог польско-еврейского происхождения, прочитал ту самую статью "Кто информирует Америку". А потом диссертацию. И, естественно, написал подробную критику, незамедлительно распространившуюся по всему факультету политологии. Еврейская организация университета выразила глубокое возмущение. СМИ подхватили. Декан, Джон Миршеймер, выступление которого сейчас широко обсуждается, был вынужден принять меры. Три часа он беседовал с Ноэль-Нойман, и вот какое мнение у него сложилось:

Я уверен, что Ноэль-Нойман была антисемиткой и писала свои юдофобские статьи не по принуждению Более того, я совершенно убеждён, что антисемитские писатели и публицисты Германии, включая г-жу Ноэль-Нойман, в известной степени разделяют ответственность за Холокост. Поэтому профессор Ноэль-Нойман должна принести извинения [факультету]".

Со своей стороны Элизабет Ноэль-Нойман апеллировала к тому, что в НСДАП никогда не состояла, и, как только начала понимать, что вообще происходит, с Геббельсом сотрудничать отказалась. Работая же во Frankfurter Zeitung, вообще находилась в оппозиции к режиму. Ни Богарт, ни Миршеймер этими извинениями удовлетворены не были. А студенты? Студенты, узнав, что "персона нон грата" собирается возвращаться на следующий год, устроили демонстрацию протеста. Ноэль-Нойман отменила своё сотрудничество с Чикагским университетом, ссылаясь на поступавшие в её адрес угрозы. Впоследствии учёной ставили в вину, что она извинения-то принесла, но недостаточно эксплицитно, и даже утверждала, что заблуждалась добросовестно: Никогда я не написала ни строчки, относительно которой не верила, что она правдива.

На карьеру Ноэль-Нойман в Европе эти события повлияли в малой степени, и она до сих пор считается светилом политологии, а её труды изучаются в курсе общественных наук. Её даже называли папой римским общественного мнения. Умерла Элизабет Ноэль-Нойман в 2010 году, успев написать и издать мемуары (2006). Они пока ещё не переведены на русский язык, но, как думается, проливают свет на явление спирали молчания.

война, 21 век, нацизм, 20 век, судьба женщины, Европа, немецкий язык, Германия, социология

Previous post Next post
Up