Jung Chang "Empress Dowager Cixi: The Concubine Who Launched Modern China"

Jan 31, 2022 01:52



Китайско-британская писательница Юн (Жун) Чжан, прославившаяся историческим романом "Дикие лебеди", в 2013 году опубликовала биографию вдовствующей императрицы Цыси, одной из величайших женщин в истории Китая.
Книга основана исторических документах, преимущественно китайских; это императорские указы, дворцовые записи, официальная и личная корреспонденция, дневники и свидетельства очевидцев; большинство из этих документов не использовались ранее за пределами Китая и не были доступны до смерти Мао Цзэдуна в 1976 году.

Как Цыси вообще удалось прийти к власти? Чтобы женщина правила Китаем - такого не случалось уже более тысячи лет до нее, со времен У Цзэтянь.
Конечно, Цыси повезло, что именно она родила императору Сяньфэну сына и что именно ее ребенок выжил. Но этого было совершенно недостаточно, чтобы получить хоть какую-то власть после его смерти в 1861 году.  Цыси не была императрицей при жизни мужа, она была лишь наложницей, сперва 6-го (из 8), затем 5-го, а после рождения наследника - высшего ранга. Возможность какого-либо политического влияния будущей Цыси, тогда - наложницы И, на императора Сяньфэна, Юн Чжан отрицает. Вмешательство гарема в государственные дела было соврешенно неприемлемо для династии Цин. Из-за одной попытки дать императору совет Цыси чуть не попала в немилость. Регентов для малолетнего сына Сяньфэн назначил сам, и это были мужчины. Единственный пример ее влияния на мужа: она убедила его поженить ее младшую сестру и его младшего брата - эта связь окажется чрезвычайно полезной в дальнейшем.
После смерти Сяньфэна ее сын стал императором, но она сама не получила титул Вдовствующей Императрицы, пока не вмешалась главная супруга, императрица Чжэнь. С этой самой императрицей Цыси давно подружилась, и их дружба продолжалась всю жизнь. Две Вдовствующие Императрицы совместно совершили переворот и с тех пор правили под именами Цыань и Цыси в качестве регентш при малолетнем императоре. Цыань была выше по статусу и называла Цыси "младшей сестрой" (хотя та была на самом деле на год старше), но в их дуумвирате ведущая роль принадлежала всё же Цыси. (Цыси обвиняли в убийстве соправительницы в 1881 году, но Юн Чжан считает эти обвинения безосновательными; к тому же, женщины прекрасно ладили десятки лет, зачем бы Цыси понадобилось убивать Цыань, непонятно.)
Переворот был осуществлен мастерски, просто поразительно, что две молодые женщины, 24 и 25 лет, свергли восьмерых регентов, самых могущественных мужчин в империи. Цыси привлекла на свою сторону братьев покойного императора, принца Гуна и принца Чуня (последнего - через его жену, сестру Цыси) - с ними она будет сотрудничать десятки лет, хотя в отношениях с обоими будут свои конфликты и сложности. Между прочим, переворот этот был вполне "вегетарианским" по китайским меркам: Цыси отменила смертную казнь через "тысячу порезов" (самый жестокий способ), которую суд под председательством принца Гуна назначил свергнутым регентам; лишь один из них был казнен через отсечение головы, а двоим она приказала совершить самоубийство, остальные были освобождены.

Уже в первое десятилетие своего правления Цыси начала модернизацию Китая. Император Сяньфэн, как и его отец, был сторонником изоляционизма, но Цыси понимала, что стране необходим и контакт с внешним миром, и западные технологии. Еще в начале правления Цыси был создан современный флот и реформирована китайская армия, которая до того пользовалась мечами и луками, было положено начало индустриализации и образованию западного образца для инженеров, офицеров и моряков, отправлены первые посланники в западные страны - сперва это были неформальные делегации, а затем и официальные дипломатические миссии.
Когда император Тунчжи достиг совершеннолетия, Вдовствующим Императрицам пришлось отойти от дел. Впрочем, молодой человек не проявлял особого интереса к делам правления. Похоже, он был попросту глуп. В течение первого года он еще кое-как выполнял обязанности императора, накладывая преимущественно чисто формальные резолюции "сделать как предложено", "направить в соответствующее ведомство" и т.д., так что бюрократическая машина продолжала крутиться, хоть и без каких-либо нововведений, а потом ему и это надоело. Тунчжи больше любил проводить время в борделях, возможно, его даже больше интересовал мужской пол, так как ни со свою императрицу, ни наложниц он не посещал. Когда Тунчжи умер, примерно через два года после прихода к власти, в 1875 году, детей у него не было. Умер он, по-видимому, от оспы, хотя были слухи, что от сифилиса. Версию о том, что Цыси сама отравила сына, Юн Чжан отвергает - нет оснований. Также она отвергает предположение, что Цыси убила беременную невестку: сведений о беременности императрицы нет, известно, однако, что та заморила себя голодом - скорее всего, по приказу собственного отца (это такое высшее проявление конфуцианской супружеской преданности - последовать за мужем).После смерти Тунчжи Цыань и Цыси объявили, что решили усыновить ребенка для себя и от имени своего умершего мужа и что этот ребенок и будет императором. Выбор пал на сына принца Чуня и сестры Цыси. Вообще-то логичнее было бы усыновить ребенка для умершего сына, но тогда на регентство могла бы претендовать его жена, а это не входило в планы Цыань и Цыси. Впрочем, никто из высокопоставленных сановников не возражал, и императором стал малолетний Гуансюй.
Цыси продолжила модернизацию. В этот период у Китая появился официальный прямоугольный флаг, по европейскому образцу; была создана почта и построен телеграф; проведено электричество и пошел первый трамвай в столице; Китай впервые принял участие в Международной выставке; чеканная монета - юань - заменила устаревшие серебряные слитки.

Сложнее всего было инициировать строительство железных дорог. У западных новшеств противников было множество, и среди простого народа, и среди высокопоставленных сановников, но железные дороги вызывали наибольшее сопротивление. Чтобы проложить дороги, пришлось бы потревожить гробницы предков, разбросанные по всей стране, а эти места считались святыми и неприкосновенными. Кроме того, хотя железные дороги сулили большие выгоды, они требовали и немалых вложений, для этого пришлось бы одалживать деньги у западных стран, так что Цыси колебалась. И всё же в 1889 году она выпустила указ о начале постройки первой ветки - Бэйцзин - Ухань (по сей день одна из основных транспортных артерий страны).
Международная политика Цыси была более-менее успешна, с учетом обстоятельств. В целом она понимала, что Китай уже не может сохранить статус империи, если против него обратятся могущественные западные державы, так что была готова идти на уступки, но только до определенного предела. Если не удавалось сохранить контроль над вассальными государствами, Цыси уступала, но твердо держала собственно китайскую границу. Например, китайско-французская война 1884-1885 годов привела к потере Вьетнама, но Цыси не поступилась китайской территорией и не выплатила никаких репараций, которые от нее требовали.
Благосостояние страны под властью Цыси росло: с 1861 по 1889 год годовой доход Китая вырос вдвое.

В 1889 году Цыси заявила, что собирается передать власть 17-летнему приемному сыну - откладывать было уже невозможно... Молодой человек не собирался ни продолжать политику Цыси, ни прислушиваться к ее советам. Вдовствующая Императрица была полностью отстранена от дел, получая лишь сводки с заголовками донесений, поступавших к императору; ей было даже запрещено непосредственно общаться с сановниками, которые служили ей много лет.
Чем было вызвано такое неприятие? Юн Чжан считает, что Цыси совершила две крупные ошибки по отношению к Гуансюю. Первая связана с его образованием. Гуансюя учили по традиционной программе, принятой для юношей императорской семьи: конфуцианская классика, маньчжурский и монгольский языки, стрельба из лука и верховая езда (физподготовку он, впрочем, не любил и всячески отлынивал). Конечно, этого было категорически недостаточно, чтобы управлять новым Китаем, тем, который пыталась создать Цыси. Ни европейских языков, ни естественных, ни социальных наук Гуансюй не изучал. Хуже того, он попал под влияние своего наставника Вэна, человека глубоко консервативного, настроенного против вестернизации и модернизации. Вэн оказался влиятельнее Цыси, именно к его советам прислушивался юный император... Другая ошибка, еще более усилившая отчуждение - навязанный юноше брак. Цыси сама выбрала ему супругу-императрицу, тоже свою племянницу: Гуансюй был сыном ее сестры, а Лунъюй - дочерью ее брата. Этого-то брата Цыси Гуансюй презирал и не считал достойным тестем для императора; потому он и Лунъюй невзлюбил. Кроме того, Лунъюй была старше мужа (по тем временам считалась старой девой) и малопривлекательна. Гуансюй либо просто игнорировал жену, либо обливал ее презрением при встрече, а на Цыси затаил обиду.
Итак, Гуансюй начал править самостоятельно, точнее, под руководством наставника Вэна, и его правление обернулось катастрофой для Китая. Модернизационные проекты, начатые Цыси, были приостановлены, в том числе, Гуансюй прекратил развивать военно-морской флот - и проиграл гонку вооружений с Японией. В 1894 году Япония напала на Китай, и тут Гуансюй наконец-то обратился за помощью к Цыси. Впрочем, к ее советам так и не прислушались: она предлагала продолжать войну, но император и его советники решили капитулировать; она предлагала отказаться от выплаты репараций, но Гуансюй согласился выплатить непомерные, разорительные репарации - сумма, составлявшая 4 годовых бюджета Японии, должна была быть выплачена за 3 года (Симоносекский договор).
Осознав слабость Китая, от него начали откусывать по кусочку и другие. Западные державы одна за другой захватили различные порты: Германия - Циндао, Россия - Порт-Артур, Британия - Вэйхай (+ расширила территорию Гонконга), Франция - Гуанчжоувань. К середине 1898 года все ключевые точки на побережьи Китая были в руках иностранцев.
После войны с Японией Гуансюй всё же понял, что править самостоятельно получается как-то не очень, и начал советоваться с Цыси, так что она могла влиять на некоторые вопросы, но полнотой власти все же не обладала - до 1898 года.

Как описывает Юн Чжан, в 1898 году генерал Юань доложил Цыси о готовящемся покушении на ее жизнь, в котором принимали участие новый советник императора Кан Ювэй, императорская наложница Кэшунь (Жемчужина) и сам император. Цыси нанесла ответный удар: с тех пор Гуансюя и Кэшунь держали в заточении, Кана хотели казнить, но ему удалось сбежать. Все секретари Государственного Совета были казнены. По мнению Юн Чжан, Кана зря считают сторонником конституционной монархии, единственное, что его действительно интересовало - сделать императора своей марионеткой, а то и самому занять его место. Кан Ювэй объявил себя реинкарнацией Конфуция и придерживался мнения, что Конфуций при жизни был императором Китая.
Итак, Цыси вернулась к власти, но положение было тяжелым: назревало Боксерское восстание. Поведение императрицы во время этого восстания довольно непоследовательно. Очевидно, она не могла ни справиться с ситуацией, ни обернуть ее себе на пользу. "Боксеров" было слишком много, раз в пять больше, чем армии, да и в самой армии процветали такие же антизападные настроения, как и среди "боксеров" -  военные скорее были готовы присоединиться к погромам иностранцев, чем противодействовать погромщикам... Когда стало понятно, что неизбежна интервенция, Цыси попыталась использовать "боксеров" для борьбы против западных армий (было опасение, что Китай потеряет суверенитет), но в военном плане толку от них большого не было, да и повстанцев больше интересовали грабежи и поджоги. Войска восьми союзных держав захватили Бэйцзин в 1900 году, а Цыси покинула столицу. Перед отъездом она приказала казнить Кэшунь, так как ни брать с собой, ни оставлять ее не хотела; евнухи бросили императорскую наложницу в колодец, и это не легенда. Как ни удивительно, Цыси и в изгнании сохранила власть, ее приказаний слушались по всей стране. После того, как Боксерское восстание было подавлено интервентами, Цыси вернулась в Бэйцзин. За подавление Боксерского восстания тоже пришлось заплатить огромные репарации, однако они были разделены на десятки лет и покрывались повышенными таможенными сборами. США через несколько лет отказались от своей части репараций с условием, что эти деньги будут направлены на образование.
После возвращения в Бэйцзин Цыси провела самые решительные реформы, направленные на вестернизацию и модернизацию Китая. Среди прочего, было запрещено бинтование ног, различные древние казни и пытки, в том числе казнь "тысяча порезов", снят запрет на межэтнические браки между маньчжурами и ханьцами (кроме императорской семьи), полностью реформирована система образования по западному образцу, в том числе, в 1907 году вышел закон об обязательном образовании для девочек, основан государственный банк (до того существовали только частные), было достигнуто соглашение с Британией по поводу прекращения торговли опиумом. Появилась первая государственная газета, а затем произошел настоящий бум прессы, которая пользовалась значительной свободой, в том числе, активно ругала маньчжурское правление - и за это само по себе не наказывали, хотя за заговоры и подготовку восстаний карали по всей строгости, но не за слова. Юн Чжан утверждает, что ни до, ни после пресса в Китае не пользовалась той степенью свободы, что при Цыси.
И самый выдающийся замысел Цыси - девятилетний план перехода к конституционной монархии. Частью этого плана было повышение количества грамотных: на тот момент в Китае грамотных людей было менее 1%, о каком же голосовании могла идти речь в таких условиях... Впрочем, этот план так и не осуществился, Цыси умерла в 1908 году. Незадолго до своей смерти она приказала отравить императора Гуансюя - опасалась, что японцы сделают его своей марионеткой, и, видимо, небезосновательно. Наследником был назначен малолетний Пуи, внук принца Чуня, а регентом - его отец Цзайфэн. Маньчжурская династия продержалась всего три года и была свергнута в 1911 году.

В общем, Юн Чжан приходит к выводу, что Цыси, разумеется, не была ангелом, но и деспотом не была. Многие зверства приписываются ей безосновательно, хотя пара десятков политических убийств на ее счету и вправду есть, впрочем, в основном она действовала в ответ на угрозу ее собственной жизни. Она принимала критику, умела признавать собственные ошибки и стремилась к консенсусу, а не к жесткому навязыванию своей воли - и Юн Чжан приводит тому немало примеров. И, похоже, Цыси искренне заботилась о благе страны, о развитии Китае и о благосостоянии населения. Характерная черта: при Цыси Китай впервые начал импортировать продовольствие, чтобы бороться с голодом, который случался весьма регулярно. Конечно, она хотела сохранить маньчжурское господство, хотя наверняка понимала, что будущее династии очень шатко. И все же именно Цыси положила начало модернизации Китая и открыла его миру, скачок из затянувшегося средневековья в ХХ век произошел при ней и благодаря ей.

знаменитые женщины, 21 век, русский язык, биография, Китай, Азия, впечатления от чтения, Великобритания, английский язык, политика, судьба женщины, история, история женскими глазами, Европа

Previous post Next post
Up