Джейн Эллен Харрисон (Jane Ellen Harrison)

Dec 15, 2021 18:37




Джейн Эллен Харрисон (9 сентября 1850 - 15 апреля 1928) - британская антиковедка, филологиня, феминистка. Харрисон, наряду с Карлом Кереньи и Вальтером Буркертом, была одной из учёных, положивших начало современным исследованиям в области греческой мифологии. Она использовала археологические находки XIX века для интерпретации греческой религии, применяя методы, ставшие в дальнейшем стандартными. Современная антиковедка Мэри Бирд называет её «первой женщиной - профессиональным [университетским] учёным в стране».

Джейн Эллен Харрисон родилась в Коттингхеме, Йоркшир. Ее мать умерла от родильной горячки через несколько дней. Девочка получила начальное образование под опекой гувернантки. Она изучала немецкий, латынь, греческий, иврит. В дальнейшем этот список расширился до шестнадцати языков, включая русский.
В 1880-1897 годах Харрисон изучала греческое искусство и археологию в Британском музее под руководством сэра Чарльза Ньютона. Зарабатывала на жизнь лекциями в музее и в различных школах. Писала в женский журнал "The Woman's World" ("Мир женщины"). Преподавала в Ньюнэм-Колледже в 1898-1922 годах.
Джейн Эллен Харрисон получила две почетные докторские степени: от Абердинского университета в 1895 году и от Даремского в 1897-м.

Харрисон была связана с Группой Блумсбери, включавшей Вирджинию Вулф (которая была близкой подругой Харрисон), Литтона Стрейчи, Клайва Белла и Роджера Фрая. Вместе с Гилбертом Марри, Ф. М. Корнфордом и А. Б. Куком она входила в группу, известную как "Кембриджские ритуалисты"; члены этой группы интересовались приложением антропологии и этнографии к изучению античного искусства и ритуалов.

Харрисон была суфражисткой, она выступала за избирательное право для женщин, хотя говорила, что она сама не интересуется голосованием. Она даже написала ответ на антисуфражистскую критику под названием "Homo Sum" ("Я - человек", цитата из Теренция, «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо»). Цитата оттуда:
«[Женское движение] - это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находилось место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, - для человеческого».


Первая монография Харрисон, изданная в 1882 году, называлась "Одиссея в искусстве и литературе" ("The Odyssey in Art and Literature"). Она  была основана на тезисе о том, что в «Одиссее» Гомера и в мотивах греческой вазовой живописи использованы общие глубокие мифологические источники, и на не бывшем ранее популярным в классической археологии мнении, что репертуар вазописцев может дать новую информацию о мифах и ритуалах.
Подход Харрисон в одной из наиболее известных её работ «Введение в изучение греческой религии» ("Prolegomena to the Study of Greek Religion", 1903) основан на движении от ритуала к вдохновленному им мифу: «В теологии факты тяжелее отыскать, правду сложнее сформулировать, чем в ритуалах». Она анализирует в книге известные греческие фестивали: Анфестерии, Таргелии, Каллинтерии, Плинтерии, женские фестивали, в которых она обнаружила много первобытных пережитков, Тесмофории, Аррефории, Скирофории, Стении, Галои.

Харрисон также исследовала культурное приложение теории Чарльза Дарвина. На Харрисон и её поколение оказал влияние антрополог Эдуард Бернетт Тайлор, считающийся отцом эволюционной теории развития культуры, особенно его труд 1871 года «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев». Проанализировав происхождение религии с точки зрения социального дарвинизма, Харрисон пришла к выводу, что религиозность антиинтеллектуальна и догматична, однако религия и мистицизм являются культурной необходимостью. В эссе «Влияние дарвинизма на изучение религии» ("The Influence of Darwinism on the Study of Religion", 1909) Харрисон заключила: «Каждая из созданных до сих пор догматических религий, вероятно, ошибочна, но несмотря на всё это, религиозное или мистическое состояние души может быть единственным способом понять некоторые вещи, и важность этого огромна. Также возможно, что содержание этого мистического понимания невозможно выразить с помощью языка без искажений, что оно должно быть прочувствовано и прожито, а не произнесено и интеллектуально проанализировано; и каким-то образом оно верно и необходимо для жизни». Сама же Харрисон была атеисткой. Что касается ее личной жизни - вероятно, Харрисон была бисексуалкой. Она была помолвлена с неким Р.А.Нилом, но он умер от аппендицита, не дожив до свадьбы. Также она жила с двумя женщинами, в 1880-х с Эжени Селлерс, а с 1913 года и до самой смерти - с Хоуп Миррлиз. Впрочем, свечку никто не держал, как говорится, Миррлиз она называла своей "духовной дочерью", но, вполне возможно, они были лесбийской парой.
Многие книги Джейн Эллен Харрисон можно найти на openlibrary.
Википедия: ру, en

наука, суфражистки, религия, феминистка, мир искусства, бисексуалка, мифология, английский язык, Великобритания, филология, 20 век, Европа, 19 век, античность

Previous post Next post
Up