Традиционно (спасибо неудобному поиску по ЖЖ) предваряю пост оправданиями, что искала предыдущие тексты об этой книге по сообществу, но не нашла. Если были - буду благодарна за ссылку. Яна Вагнер в специальном представлении, видимо, не нуждается. Получила изестность благодаря романам "Вонгозеро" и "Живые люди", по которым был снят сериал. Пишут, что сериал в США оказался едва ли не популярнее, чем на родине писательницы. "Кто не спрятался" по форме можно считать герметичным детективом, а по сути это в немалой степени портрет поколения "нынешних взрослых". Я бешло просмотрела обсуждения в блогах, и отметила, что Яне ставят в упрёк две вещи. Это своеобразный стиль текста, очень богатого и образного, но местами сваливающегося в избыточность (и я думаю, что это намеренный приём), а также явное, даже насмешливое пренебрежение заявленным детективным жанром в пользу кропотливого и довольно жестокого копания в психике персонажей. Явную любовь Вагнер к Кингу, кинговской эстетике и принципам построения истории можно отнести по большей части к достоинствам книги. Всего один раз я была явно и крепко разочарована, но увы - это произошло почти в финале и там самым подпортило общее прекрасное впечатление от книги. [Спойлер по финалу](Если полувменяемый герой идёт в подвал отеля, чтобы подбросить угля в котёл, и при этом сам себе в голове напоминает прогулку Джека по Оверлуку - читатель мысленно орёт "нет, нет, только не котёл, только не пожар", но авторка имела в виду наше мнение и финалит читерски, делая из мрачной безысходной драмы бледный героический хэппиэнд) Итак, что у нас тут, если не вдаваться в спойлеры? У нас тут детские травмы, травма поколений и травма развала Союза; имперский шовинизм и ненависть "братских народов"; 90-е и молодость тех, у кого не было выбора, а были только долги; семья, как убежище и как камень на шее; дети как благословение и проклятие; токсичная дружба и здоровая дружба. Жалость, принятие, нарциссизм, неумение разобраться в себе и прочее, прочее. В психологизме книге не откажешь, хотя местами кажется (ну, мне лично кажется), что авторка чуть перегибает палку в сторону опереточных воплей. Антураж красивый и очень верибельный, отель на вершине горы и его окрестности описаны подробно и со вкусом, как и приготовление еды, и выпивка - временами банально забываешь, что тут у нас детектив, и просто наслаждаешься моментом. "Исторические" истории выглядят правдивыми или по крайней мере не клюквенными. Интрига держит. Нарастающее утомление, которое к финалу уже требует забить на отыскание правды и просто сбежать, тоже удалось отлично.
Ну и финал - финал, как единственный недостаток книги. Понятно, что все слёзы, истерики, откровения и прочие драмы преследуют одну цель, и таки добиваются её. Об этом прямо проговаривается текст. Зло должно быть наказано, только у нас тут зло внезапно не с той стороны. Преступник должен понести наказание, только вдруг преступником оказывается не тот, кого искали. Я понимаю в целом идею, и я вижу, как она красиво реализована, но я не могу и не хочу согласиться с финалом. Есть в этом финале что-то очень, извините, русское. Когда не по закону, а "по чести". [Спойлер №2]Только какая уж тут честь, когда жестокое убийство замалчивается и представляется несчастным случаем. Просто потому, что вот они все исповедовались и коллективно решили, что "сама виновата, сука". Одним словом, читать стоит. Обсуждающие сравнивают Вагнер с кем попало - Петрушевской, Поляковой, ещё с кем-то, но на мой взгляд у неё сформировался вполне свой отчётливый стиль, и я надеюсь, что она ещё порадует нас большими вещами.