Кларисса Гоэнаван, "Идеальная смерть Мияко Сумиды"
Nov 03, 2021 18:56
Livelib сообщает, что Кларисса Гоэнаван - сингапурская писательница индонезийского происхождения, дебютировавшая с рассказами, а затем, в 2018 году выпустившая первый роман - "Птицы дождя". О нём я поиском по ЖЖ нашла вот такой пост: https://kraevushka.livejournal.com/781429.html (уточняю, что это не мой френд, просто вот поиском нашла). "Идеальная смерть Мияко сумиды" стала вторым романом писательницы, и, как я могу предположить, именно о нём она говорит в интервью: "Да! Я пишу вторую книгу! Я бы не сказала, что это будет продолжение «Птиц дождя», где будут те же герои и сюжетные линии, но это точно будет одна вселенная. Пожалуй, главные герои первой книги не будут таковыми во второй, но появиться на втором плане в ней смогут. Возможно, они станут снова главными в третьей книге, но пока я занята второй. Посмотрим, что получится!"
Реалии книги, вышедшей в 2020 году - Япония 90-х, причём, на мой взгляд, это очень знакомая, узнаваемая Япония. Это ровно то, что можно увидеть почти в любом школьном аниме-сериале с поправкой на конкретные годы выхода. Нет мобильников и интернета, зато есть печатные "зины", которые захватывают умы и усилия подростков не хуже современных дневниковых сайтов. Нет инстаграма, тиктока или фейсбука, но это не мешает школьникам издеваться над одноклассниками, конкурировать за популярность, искать дружбы и любви - и так далее, и тому подобное, как было и как будет. Очень по сериальному и по японски выглядит завязка сюжета: мы узнаём, что условная главная героиня умерла, покончила с собой, и никто не понимает - почему. После этого нам расскажут и покажут и историю дружбы, и историю любви (да не одну), и несколько повседневных личных трагедий, спрятанных под гладкой поверхностью как бы благополучной жизни.
Вот это самое удивительное свойство книги. У неё как бы нет глубин и слоёв. Странным образом под поверхностью повседневности все затронутые в ней проблемы существуют на одном уровне очевидности, на одном расстоянии, и при этом не затеняют, не загораживают друг друга. Школьный буллинг, подростковая тяга выделяться и обратное желание, стать неприметной; конкуренция за "любовь", как атрибут успеха, и любовь как глубокое, медленно формирующееся чувство, смотрящее глубже внешности или привычных публичных повадок; проживание потери близких и проживание обретения себя; необратимость и надежда. Повороты сюжета, узнавания и озарения добавляют к этой картине красок и деталей, но ощущение всё то же, ощущение, что всё на виду. Как будто оно и раньше тут было, просто ты в ту точку не смотрела. Знаешь, чем закончится история Мияко, а всё равно надеешься - может, это ошибка? Всё же идёт так хорошо. Рюсей такой добрый и терпеливый, готовый ждать сколько надо, чтобы Мияко раскрыла свои тайны или забыла о них. Фуми-нэ такая умница и так искренне готова помочь. Чи так любит подругу, что никогда никому не расскажет то, о чём случайно догадалась. Мияко вроде бы окружают только хорошие люди, но нет - это просто мы знаем не всё.
Тишину вспорол голос Мияко: - Напрасно я лгала себе и всем остальным. Напрасно я притворялась, что всё идеально.
Такие банальные слова, но Мияко произносит их уже после, когда её не спасти. Все тайны раскрыты, все истории досказаны, только вот поздно.
Чтобы не спойлерить, больше не буду о сюжете. Стилистически книга написана довольно просто, но приятно - вот тоже похоже на аниме. Легкими линиями и простыми заливками обозначен фон, немногими меткими деталями отмечены персонажи. Диалоги простые и понятные, события разворачиваются без сбивающих с толку скачков, на каждого персонажа приходится по два-три флэшбека (чуть не написала - не больше одного в серии). Мне, наверное, немного не хватило вещности и фактурности, но в целом читается скорее легко и с удовольствием. И оставляет оптимистичный настрой, как ни странно. [Некоторые спойлерные пояснения]Точно знаю, что определённого сорта читатель непременно возбухнёт про повесточку и везде это, но я скорее скажу, что некоторые темы писательница всё-таки смягчила и оставила обобщёнными - и, наверное, это оправданно с учётом жанра (мне кажется, это классический янг-эдалт). При этом на обложке стоит 18+, и это честно: есть упоминание секса, беременности, аборта и нетрадиционной ориентации.