Восьмого сентября в Лондоне будут вручать -- в юбилейный, двадцать пятый раз -- Женскую литературную премию, ранее называвшуюся премией Орандж с 1996 по 2012 гг. и премией Бейлис с 2013 по 2017 года. Награда в тридцать тысяч фунтов стерлингов и бронзовая статуэтка по имени Бесси, созданная скульпторшей Гризель Нивен, за лучшую книгу женского авторства на английском языке достанется одной, всего одной писательнице из короткого списка, традиционно состоящего из шести имён и шести названий. О романе «Никто не говорит об этом» [No One Is Talking about This] Патрисии Локвуд [Patricia Lockwood], одном из фаворитов сезона, я уже рассказывала в сообществе вчера:
https://fem-books.livejournal.com/2139112.html.
Имя следующей конкурсантки, Сюзанны Кларк [Susanna Clarke], хорошо знакомо любительницам фантастики и фэнтези. В 2004 году её роман-эпопея «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», посвященный британской магии, вышел в издательстве Bloomsbury и сразу произвёл эффект разорвавшейся бомбы, только в обратном смысле: бомба разрушает, а текст творит. Второе крупное произведение ждали долго и дождались в 2020 году. «Пиранези» [Piranesi] вдохновлён офортами знаменитого итальянского художника и сновидениями писательницы, пережитыми во время тяжёлой болезни. Так что мне не представлялось возможным обойти книгу стороной: в детстве я перенесла серию кошмаров, текстуально совпадающих с сюжетом «Пиранези». Чтение жутковатое, но, как и всё у Кларк, изумительно красивое:
https://fem-books.livejournal.com/2060830.html А вот Брит Беннетт [Brit Bennett] из Лос-Анджелеса у нас малоизвестна. А ведь уже после дебюта, романа The Mothers (2016 год), она вошла в список наиболее сильных молодых авторов «Пятеро до тридцати пяти». Возможно, ситуация изменится, когда «Исчезающую половину» [The Vanishing Half], вторую семейную сагу молодой писательницы 1990 года рождения, экранизирует Home Box Office. Должность исполнительной продюсерши займёт сама Беннетт. История авантюрная, увлекательная, будет и побег из дому, и попытки выдать себя за представительницу другой расы (замечу, вполне успешные), и встреча через много лет с сестрой-двойняшкой... Переводите, ну переводите уже скорее!
Яа Гияси [Yaa Gyasi] -- ещё одно до обидного неизвестное имя. Родилась она в Гане, в городе Мампонг, в 1989 году, а в США переехала в раннем детстве вместе с семьёй: отец писал диссертацию. К решению стать романисткой Гияси подтолкнула прочитанная в отрочестве «Песнь Соломона» Тони Моррисон. Другие её любимые прозаики -- Габриэль Гарсиа Маркес, Джемс Болдуин, Эдвард П. Джонс и Джумпа Лахири. «Трансцендентальное королевство»/«Царство не от мира сего» [Transcendent Kingdom] -- почти автобиография, посвящённая иммигрантскому детству африканки Гифти, т.е. Даровитой, Талантливой во вполне расистской Алабаме девяностых годов. Героин, суициды и чистая нейронаука.
Клэр Фуллер [Claire Fuller] родилась в 1967 году в Оксфордшире, закончила школу искусств, работала с деревом и камнем. Потом сделала карьеру в области маркетинга, вырастила с мужем двоих детей, а в художественную прозу пришла после сорока лет. На русском языке вышла её третья книга «Горький апельсин» [Bitter Orange] -- сложная и мрачная повесть о шестидесятых, как я провела Лето Любви из уст умирающей. Действие «Неустроенной земли» [Unsettled Ground] происходит в наши дни и одновременно в сельском английском безвременье. На шестом десятке Джини и Джулиус, близнецы, живут со своей старухой матерью. Их дом -- их крепость и их застенок.
И последняя книга, номинированная на Женскую премию -- это дебют. Чери Джонс [Cherie Jones], сорокасемилетняя юристка с Барбадоса, с детства мечтала стать писательницей, и исполнила свою мечту. Необычное «Как однорукая сестрица подметает у себя дома» [How the One-Armed Sister Sweeps Her House] отсылает к быличке, бытующей в городке Бакстерс-Бич: о том, как опасно не слушаться своих родителей и как можно от непослушания пострадать. «Однорукая сестрица» сочетает суровый реализм и древнейшие мифологические мотивы. В любом случае, это будет неординарное, запоминающееся чтение.
Сайт премии:
https://womensprizeforfiction.co.uk