Наоми Кляйн посвятила эту книгу критике Милтона Фридмана и Чикагской школы экономики - не только теории, но и попыткам реализации этих идей на практике.
"Попытка воссоздать историю идеологического крестового похода, высшей точкой которого стала радикальная приватизация войны и катастроф, наталкивается на одну проблему: эта идеология, как хамелеон, постоянно меняла названия и лица. Фридман называл себя «либералом», но его американские последователи, в чьих головах либералы ассоциировались с высокими налогами и хиппи, обычно относили себя к консервативным «классическим экономистам», сторонникам свободного рынка, а позднее - к приверженцам рейганомики или laissez-faire, то есть политики невмешательства государства. В мире это учение преимущественно называют неолиберализмом, часто свободной торговлей или просто глобализацией. Лишь с середины 90-х годов это направление мысли, которое возглавляли столпы правого крыла, долгое время связанные с Фридманом, такие как фонд Heritage, Институт Катона и Американский институт предпринимательства, стало называть себя неоконсервативным. Это мировоззрение поставило всю мощь военной машины Соединенных Штатов на службу корпоративным целям.
Все эти идеологические инкарнации сохраняли верность политической триаде: устранению государственного контроля, полной свободе корпораций и минимуму социальных расходов, - но ни одно из перечисленного, похоже, не дает адекватного представления об этой идеологии. Фридман утверждал, что его движение представляет собой попытку освободить рынок от государства, но реальная история того, что происходит, когда его чистый замысел воплощается на практике, - это совсем другая вещь. В любой стране, где за последние три десятилетия применялась политика чикагской школы, возникал мощный альянс между немногочисленными самыми крупными корпорациями и группой самых богатых политиков, причем граница между этими группами была нечеткой и изменчивой. В России миллиардеры - частные игроки в таком альянсе - называются олигархами, в Китае их зовут «князьками», в Чили - «пираньями», в США, в правление Буша-Чейни, - «первопроходцами». Эти политические и корпоративные элиты отнюдь не освобождают рынок от государства, они просто сливаются с ним, присваивая себе право распоряжаться ресурсами, которые ранее принадлежали обществу, от нефтяных скважин России до общественных земель в Китае или контрактов на восстановительные работы в Ираке при отсутствии конкуренции.
Более точный термин для системы, которая стирает границы между Большим Правительством и Большим Бизнесом, - это не либерализм, не консерватизм и не капитализм, но корпоративизм."
"Эта книга бросает вызов основному и нежно любимому утверждению официальной истории, что триумф свободного от постороннего вмешательства капитализма был рожден из импульса свободы, что неограниченный свободный рынок идет рука об руку с демократией. Вместо этого я намерена показать, что такой фундаменталистской форме капитализма постоянно сопутствовало самое грубое принуждение, направленное как на общественный политический организм, так и на тела бесчисленного множества людей. История современного свободного рынка, которая, если выражаться точнее, представляет собой становление корпоративизма, написана при помощи шока."
Сама Наоми Кляйн по убеждениям, скорее, кейнсианка и левоцентристка, чем радикальная левая, и она не против рыночной экономики как таковой, но против того ее извода, который считает - цитата - "сектантским".
"Я не утверждаю, что все формы рыночной экономики несут в себе жестокость. Теоретически может существовать рыночная экономика, которая обходится без насилия и не требует подобной идеологической чистоты. Свободный рынок товаров массового потребления может сосуществовать с бесплатной системой здравоохранения, государственными школами, крупными сегментами экономики, например в виде национальной нефтяной компании, находящимися в руках государства. Равно можно требовать, чтобы корпорации достойно оплачивали труд и уважали право работников создавать профсоюзы, а государство взимало налоги и перераспределяло богатства, сглаживая жесткое неравенство, характерное для общества при корпоративизме."
Наоми Кляйн сравнивает Милтона Фридмана с
Дональдом Юэном Кэмероном, проводившим воистину чудовищные психиатрические эксперименты над ничего не подозревавшими людьми, якобы пытаясь их излечить при помощи "шоковой терапии" (кстати, этому американскому доктору Менгеле всё сошло с рук, да и работал он под покровительством ЦРУ):
"Миссия Фридмана, как и Кэмерона, основывалась на мечте о возвращении к состоянию «естественного» здоровья, когда все уравновешено до того, как действия людей создадут определенные стандарты мышления и поведения. Кэмерон мечтал вернуть к такому первоначальному состоянию психику, а Фридман мечтал избавить от старых паттернов общество, чтобы оно могло вернуться к состоянию чистого капитализма, очищенного от любых помех: регулирования со стороны правительства, препятствий для торговли и укоренившихся привычек людей. Кроме того, Фридман, подобно Кэмерону, считал, что, когда экономические отношения крайне искажены, есть только один путь достижения состояния до «грехопадения» - сознательно вызвать мучительный шок: только «горькие лекарства» помогут очиститься от этих нарушений и порочных паттернов. Кэмерон вызывал шок при помощи электричества; основным средством Фридмана была политика - шоковое лечение, к которому он призывал уверенных в своих силах политиков тех стран, где царил беспорядок."
К чему приводило это "горькое лекарство" шоковой терапии в экономике - Наоми Кляйн показывает на множестве примеров: начиная с Чили при Пиночете и других латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина, Уругвай, позже - Боливия), она переходит к "тэтчеризму", Польше и России 1990-х, ЮАР после свержения режима апартеида, повороту к капитализму в Китае, не забывая и о США (реакция на 11 сентября и наводнение в Новом Орлеане, оккупация Ирака). Картина вырисовывается печальная - обогащение немногих и обнищание большинства, усиление социального расслоения, предательство демократических идеалов, несмотря на сохранение демократической "ширмы", часто - экстремальные формы государственного насилия (особенно это касается Латинской Америки с ее "грязными войнами"). Войны и кризисы стали _выгодны_ слишком многим власть (и деньги) имущим, так что Кляйн прогнозирует нарастание хаоса в мире: больше горячих точек, больше экономических кризисов, больше катастроф экологических, техногенных и социальных.
О других книгах Наоми Кляйн в сообществе:
"No Logo. Люди против брэндов" "Это всё меняет" ("This Changes Everything")