Подборка к празднику: о войне и не только

May 09, 2021 10:32

Сразу хочу оговориться, что это не такой исчерпывающий перечень, какой составила бы профессиональная специалистка в области истории Второй мировой или социологии, и предлагаю считать нижеследующий текст списком дилетантки.






О Ританне Армени, точнее, о её документальной повести, посвящённой Инессе Арманд, в сообществе уже рассказывалось: https://fem-books.livejournal.com/1498443.html. Темой советских военных лётчиц журналистка заинтересовалась неожиданно для себя,да так прониклась, что даже четырёхлетней внучке рассказывала сказки про злого короля Адольфо и смелых девушек-ведьм, вступившихся за свой родной край. Итак, «В бой идут «ночные ведьмы»» [Лимбус-Пресс, 2021]. В оригинале заглавие ещё выразительнее: Una Donna Puo Tutto, то есть «Женщина может всё». Основой повести стали интервью с Ириной Вячеславовной Ракобольской, последней из однополчанок, но в целом текст скорее беллетристический, хоть и верный канве событий:

Солдаты, офицеры, инструкторы не оказывают им ни малейшего снисхождения, относясь к ним с неоправданным предубеждением. Они считают их легкомысленными капризными дамочками и не скупятся на насмешки, ухмылки и высокомерные взгляды. «Девушки Расковой» страдают от такого отношения и реагируют единственно возможным способом - избегают любого контакта с представителями мужского пола. Бобик, уловив настрой приютивших его курсанток, лает на всех встречных мужчин.

Показательно ненаигранное изумление журналистки, когда она ловит в интонациях своей собеседницы сходство с риторикой феминисток второй волны. Но позвольте, как? Феминизм в Советском Союзе? Похоже, Ританне Армени ещё многое предстоит узнать о женском вопросе в СССР. Но насколько же открытое, честное, задающее вопросы незнание Армени гораздо симпатичнее, чем надменное всезнание, под которым скрывается то же невежество! Понятно, что в «Ночных ведьмах», было бы желание, можно насчитать немало неточностей, и тем не менее я могу её особо рекомендовать за искренний интерес к героиням.

Ещё в декабре 2019 года в издательстве АСТ вышли мемуары клавесинистки Зузаны Ружичковой [Zuzana Růžičková] «Сто чудес» [One Hundred Miracles] о пережитом в период нацистской оккупации. За плечами хрупкой музыкантши Терезин, Аушвиц, Берген-Бельзен.Первая дама клавесина, непревзойдённая исполнительница Баха и Пёрселла, Ружичкова и рассказчицей оказалась чудной: ироничной, не увязающей в подробностях, . Что значит талантливые люди талантливы во всём. Уж не знаю, чья здесь заслуга: самой ли мастерицы барокко или литобработчицы Венди Холден [Wendy Holden], но если вы раскрыли эту книгу, знайте: отложить будет нелегко.

Я потом всегда говорила молодёжи: поход на концерт или в театр, выученное стихотворение, прочтённая книга сегодня, по-твоему - лишь забава, но на самом деле это вроде капитала на банковском счёте. Каждое стихотворение, каждая опера, которую ты способен воспроизвести в воображении, превращаются в средство спасения, когда реальность становится невыносимой. Те, у кого нет подобных накоплений, - беднейшие из бедных. -- пишет Ружичкова, и на самом деле её воспоминания тоже такой капитал на невидимом счёте. В одном интервью её спросили, чем она гордится. Великая клавесинистка, уже тяжело больная, с неслушающимися руками, улыбнулась и ответила: Ничем. Поэтому мемуары так и названы: Мои собственные силы не так уж велики. Я пережила лагеря и прочие потрясения не потому, что обладаю каким-то особенным характером. Я тут вообще ни при чём. Это была сотня чудес.

Затронув тему концентрационных лагерей, позволю себе прорекламировать монографию мужского авторства: «Жизнь вопреки. Стратегии выживания в нацистском женском концлагере Равенсбрюк (1939-1945 гг.)» Станислава Аристова [Common Place, 2018]. Очень непростое чтение, в месяц по чайной ложке, однако нужное.

И из того, что я ещё не прочла, но нацеливаюсь: Ольга Германовна Жукова, «Культурный фронт Великой Отечественной войны» [Вече, серия «Великая неизвестная война», 2020].Это история культурных событий и явлений в СССР 1941-1945 года. Цицерон ошибался, утверждая, что музы молчат, когда гремит оружие. Вот мы все знаем по учебникам или даже в кинохронике тех лет видели, как на фронте издаются газеты, устраиваются концерты и артистические выступления - а каким образом эти мероприятия организовывались? Как устраивали ёлки для детей в детдоме? кто собирал экспонаты для будущих музеев обороны? Кое-что сказано и на особенно интересующую меня тему: о сталинской школьной реформе. Судя по приведённым в сети отрывкам, книга написана с привлечением личного опыта и в достаточно панегирическом тоне по отношению к СССР, но достаточно информативна. Я буду, буду это читать!

2018, культурология, тюрьма, мемуаристика, нацизм, 2019, оккупация, Германия, война, журналистка, 2020, 21 век, Холокост, 2021, 20 век, история женскими глазами

Previous post Next post
Up