Женщины-философы: Эвелин Андерхилл

Jul 05, 2020 18:21



Эвелин Андерхилл (1875 - 1941) родилась в Вулверхэмптоне, Англия. Училась в Королевском колледже Лондона. В 1922 году стала единственной женщиной, читавшей лекции в Оксфордском университете. В 1938 году получила докторскую степень по теологии в Абердинском университете.
Эвелин Андерхилл выросла в совершенно нерелигиозной семье и обратилась в католицизм во взрослом возрасте, в 1907 году, находясь в одном из монастырей в Риме. В то время она была помолвлена со своим другом детства Губертом Стюартом Муром и даже подумывала о том, чтобы разорвать помолвку и уйти в монастырь, но всё же решила этого не делать.

Мэри Эллен Уэйт пишет: "Произведения Андерхилл сконцентрированы на двух основных темах: Бог и Душа. В своих произведениях о Боге Андерхилл подчеркивала реальность, верховенство и доступность Бога. Она никогда не антропоморфизировала Бога, размывая различия между божественной и человеческой природой. <...> Она подчеркивала и трансцендентность Бога, и его имманентность в мистическом опыте. Она определяла мистицизм как упражнение в искусстве единения с высшей реальностью Бога."

Первый крупный труд Андерхилл, "Мистицизм" ("Mysticism"), был опубликован в 1911 году и выдержал более десятка переизданий. Он остается одним из фундаментальных философских анализов мистицизма. В нем Андерхилл рассматривает различные эпистемологические и метафизические вопросы: связь мистического опыта с высшими истинами, природу "Я", природу чувственного восприятия и нереальность сенсорных иллюзий, различие между эмоциональным и духовным опытом, ограничения натурализма, витализма, идеализма, природу реальности, интуитивного знания, трансцендентность и имманентность божественного. В разделе о мистицизме и психологии она рассматривает природу эмоций и интеллекта и необходимость интеллекта и воли для достижения абсолютной истины. Она проводит различие между мистицизмом и истерией, мистицизмом и гениальностью. Она цитирует труды Юлианы Нориджской, Мехтильды Магдебургской, Филона Александрийского, блаженного Августина и других, рассматривая роль любви к божественному в мистическом созерцании.

В книге "Путь мистика" ("The Mystic Way") 1914 года Андерхилл проанализировала взаимоотношения между мистицизмом и модернистским пониманием евангелий, которое популяризировал либеральный протестантизм.
В книге "Основы мистицизма" ("Essentials of Mysticism") 1920 года Андерхилл попыталась отделить концепцию мистицизма от всех случайных и культурных атрибутов и выявить его ключевые характеристики. "Центральный факт" мистического опыта - неодолимое переживание присутствия божества, которое напрямую взаимодействует с душой мистика.

В 1925 году Эвелин Андерхилл опубликовала книгу "Мистики церкви" ("The Mystics of the Church"), посвященную истории мистической философии. В ней она рассмотрела мистические переживания и произведения многих католических мистиков, в том числе, женщин, например, Хильдегарды Бингенской, Юлианы Нориджской, Екатерины Сиенской и Терезы Авильской.
Мэри Эллен Уэйт пишет: "Хотя многие ее произведения религиозные, даже они остаются аналитическими. Андерхилл следует понимать как философку религии, чьи основные интересы лежали в области религиозной эпистемологии и метафизики... Хотя она сама о себе говорит, что она не философка, многие из ее произведений очевидно философские по своей природе и убедительно свидетельствуют о ее знании и понимании древних и средневековых философов религии."

Предыдущий пост об Эвелин Андерхилл

---
Женщины-философы:

Том IV. XX век

Виктория Уэлби
Констанс Джонс
Шарлотта Перкинс Гилман
Лу Саломе
Мэри Уитон Калкинс
Сьюзен Стеббинг
Эдит Штайн
Герда Вальтер
Айн Рэнд
Корнелия Йоханна Де Фогель
Ханна Арендт
Симона де Бовуар
Симона Вейль
Софи Уиллок Брайант
Джулия Генриетта Гулливер
Хелен Денди Босанкет
Джейн Аддамс
Элизабет Холдейн
Мэй Синклер
Эллен Блисс Тэлбот
Эмма Гольдман
Мод Бодкин

Том III. Новое время

Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)
Клеманс Руайе
Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам
Кристин Лэдд Франклин
Гортензия Алларт де Меритенс

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

мистицизм, сборник, религия, США, английский язык, Великобритания, впечатления от чтения, Америка, 20 век, история женскими глазами, Европа, философия

Previous post Next post
Up