Портрет работы Джона Лавери
Статью о Констанс Джонс для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написали Мэри Эллен Уэйт и Саманта Сисеро.
Эмили Элизабет Констанс Джонс (19 февраля 1848 - 9 апреля 1922) была старшей из десяти детей в британской дворянской семье. Родилась она в Уэльсе, в 1861-1864 годах жила в Южной Африке, в 30 милях от Кейптауна. Изучала немецкий и французский, интересовалась литературой, музыкой и математикой. Когда семья вернулась в Британию, Констанс отдали в пансион в Челтнеме, где она проучилась около года. На этом образование девицы считалось законченным, следующие годы Констанс Джонс провела дома - замуж она не вышла. Друг ее брата, учившийся в Кембридже, принес ей «Учебник политической экономии» Фосетта, затем она одолжила у его матери "Логику" Милля... Чтение привело ее к решению продолжить образование. Тетушка со стороны отца предложила оплатить ее учебу в Гёртон-колледже, первом женском колледже Кембриджа. Она поступила туда в 1875 году. Однако, тетя не всегда могла вовремя платить за учебу, так что Констанс Джонс пришлось пропустить несколько семестров. Хотя ее собственные родители были людьми состоятельными, платить за учебу дочери они не собирались - им было важнее дать образование сыновьям.
Ее преподавателями в Кембридже были Генри Сиджвик, Джеймс Уорд и Джон Невилл Кейнс. По рекомендации Уорда и Сиджвика ей предложили закончить перевод с немецкого "Микрокосма" Германа Лотце - Элизабет Гамильтон, которая начала работу, внезапно умерла. Констанс Джонс взялась за этот перевод и успешно его завершила, он был очень популярен и неоднократно переиздавался, и на ее профессиональную репутацию это повлияло положительно.
В 1880 году она выпустилась, а четыре года спустя ее пригласили в Гёртон преподавать логику. Свои заметки для лекций она оформила в 1905 году в учебник для начинающих - "Primer of Logic". А ее основные научные интересы лежали в области аналитической философии (хотя тогда это еще так не называлось). Особенно ее интересовали категорические высказывания (categorical propositions) - высказывания, в которых утверждается или отрицается наличие какого-либо признака у всех или некоторых предметов рассматриваемого класса (А есть В). Ее взгляды развивались на протяжение 1880-х годов в различных публикациях и были оформлены в книге "Основы логики как науки о высказываниях" ("Elements of Logic as a Science of Propositions"), 1890.
Самую важную и оригинальную идею Констанс Джонс "позаимствовал" Бертран Рассел и выдал за собственную, не сославшись на нее. Рассел был студентом в Кембридже, когда Джонс там преподавала и как раз в те годы, когда выходили ее тексты на эту тему. А предложила она, ни много ни мало, заменить один из трех основных общелогических принципов и переформулировать другой.
Традиционно логика основывалась на трех аксиомах:
(1) Закон тождества: "А есть А"
(2) Закон противоречия: "А не есть не-А"
(3) Закон исключенного третьего: "А либо В, либо не-В"
По мнению Джонс, традиционные формулировки неадекватно передают значение первого и второго законов.
Надлежащим выражением закона тождества Джонс считала "А есть В". Это и есть то, что мы обычно подразумеваем под утверждением тождества, которое не является тривиально истинным, и именно это исключает традиционная формулировка.
Джонс писала: "Если "А есть А" и "А не есть не-А" значит, любое А есть ничто иное, кроме А, то есть, если различие полностью исключено... все высказывания вида "А есть В" запрещены. Но мы можем использовать и действительно используем высказывания вида "А есть В"; никто не оспаривает их уместность и ценность. Следовательно, если допускать высказывания такого вида, вышеуказанную интерпретацию ["А есть А"] следует отбросить."
Таким образом, закон тождества (The Law of Identity) - это закон значимого утверждения (Law of Significant Assertion).Если закон тождества выражается как "А есть В", то закон противоречия выражается как "Если А есть В, то А не есть не-В" (два противоречащих высказывания не могут быть одновременно истинными). Джонс предпочитала эту формулировку традиционной "А не есть не-А" по двум причинам: во-первых, в этом случае делается значимое, а не тривиально истинное высказывание, а во-вторых, "...в этой форме закон противоречия точно соответствует традиционной формулировке закона исключенного третьего, который рассматривается как комплементарный к нему и может быть выражен как - А есть либо В, либо не-В, или: "Два противоречащих высказывания не могут оба отрицаться"."
В 1892 году Джонс опубликовала "Введение в общую логику" ("An Introduction to General Logic"), где подробнее прояснила свою концепцию, например:
"В высказывании "Снег - белый" применение слов "снег" и "белый" одинаково: объект, на который я указываю и называю "снег" - тот же объект, на который я указываю и называю "белым". "Белый" - это то, каким снег является - применение предиката P ограничено применением субъекта S. Но значение "снега" и "белого" различно - эти два слова обозначают различные характеристики и качества и имеют различные определения."
Сходство теории Джонс с рассуждениями Рассела в "Основах математики" (1903) очевидно. Например, Рассел писал: "Но возникает вопрос: Почему вообще нужно утверждать тождество? На этот вопрос отвечает теория обозначения (denoting). Если мы говорим "Эдуард VII - король", мы утверждаем тождество; причина, почему это утверждение стоит делать - то, что в одном случае используется собственно термин, а в другом имеет место обозначающая концепция."
Коллеги Констанс Джонс, Ф. К. С. Шиллер и Джордж Стаут, высоко оценили ее идею, Брэдли и Кейнс согласились с ней. А вот Бертран Рассел выдал ее за свою, сославшись на Фреге, который примерно в то же время пришел к похожим заключениям (они оба изучали Лотце), но не на Джонс. Остаток своей профессиональной жизни Джонс оттачивала свою концепцию и иногда мягко напоминала, что "тождество в разнообразии", как она называла этот принцип - это ее идея.
Хотя большинство трудов Констанс Джонс посвящено логике, есть у нее и несколько работ по этике. Она написала учебник для начинающих "A Primer of Ethics", две статьи о влиянии социальных условий на развитие нравственного характера, а также серию статей в защиту этического гедонизма Сиджвика.
В 1890 году мисс Джонс добровольно вызвалась работать библиотекаршей в Гёртон-колледже в 1890 году - на эту должность долго не могли никого найти. Затем в 1896 году стала заместительницей директрисы колледжа, а в 1903 - директрисой Гёртона.
Также Констанс Джонс написала
книгу мемуаров "Как я помню" ("As I Remember").
---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие