Хильда Диана Оакли (12 октября 1867 - 7 октября 1950) - британская философка.
Родилась в семье верхнего среднего класса в Дареме, Великобритания. Закончила женский колледж Эллерсли. Затем переехала в Лондон и несколько лет изучала философию и психологию самостоятельно. Относительно поздно, в 27 лет, поступила в Сомервиль-колледж Оксфордского университета и закончила его в 1898 году. Однако, степени женщинам тогда не присваивали - она получила ее только в 1920, когда Оксфорд наконец-то начал выдавать степени своим студенткам прежних лет, которые давным-давно их заслужили.
Хотя идеализм в философии XX века был не слишком популярен, Хильда Оакли была идеалисткой. Ей принадлежат десятки статей и шесть книг по философии:
"История и прогресс" (History and Progress), 1923 - сборник эссе
"Греческая этическая мысль" (Greek Ethical Thought), 1925 - отредактированный сборник классических текстов
Две монографии, посвященные природе личности и истории: "Исследование философии личности" ("A Study in the Philosophy of Personality), 1928, и "История и «Я»" (History and the Self), 1934
Два труда по политической философии: "Ложное государство" (The False State), 1937, и "Выживут ли национальные государства?" (Should Nations Survive?), 1942
Также Оакли опубликовала мемуары "Мои приключения в образовании" (My Adventures in Education), 1939, и поэтический сборник.
В 1940-1941 годах Хильда Оакли была президенткой британского Аристотелевского общества систематического изучения философии.
Одна из любопытных концепций Хильды Оакли - "творческая память". Впервые она обращается к этой теме в статье "Мир как память и как история" (“The World as Memory and as History”). "Творческая память" по Оакли - это процесс, при котором разум впитывает хаотические чувственные впечатления, генерируемые миром, который независим от нашего разума, и сводит их воедино, _активно_ создавая упорядоченный мир нашего опыта. Разум достигает этого, опираясь на воспоминания. Пояснить эту концепцию можно таким примером: если ребенок заходит в мастерскую, то инструменты, которые можно там увидеть, для ребенка всего лишь "блестящие штуки", для плотника же это стамеска, рубанок, долото - очень конкретные вещи, у которых есть практическое применение. Так предыдущие знания определяют, что мы можем воспринять.
Статья Сандрин Берже о Хильде Оакли (англ.)