«Как я год жила по Библии» [A Year of Biblical Womanhood] американской журналистки Рэйчел Хелд Эванс [Rachel Held Evans] на отечественных полках, видимо, призван занять уютную экологическую нишу рядом с «Годом, прожитым по-библейски» Джейкобса, презабавной книженцией, написанной убеждённым атеистом, решившим целый год блюсти триста шестьдесят пять запрещающих заповедей Писания и двести сорок восемь предписывающих. Даже аннотация и отзывы, размещённые, как сейчас принято, на первых страницах книги Эванс, заботливо освобождены от упоминаний христианства. Убрали и провокационный подзаголовок: Как эмансипированная женщина нашла себя, сидя на крыше, покрывая голову и называя мужа господином. А между тем имя Рэйчел Хелд Эванс по праву значится в перечне имён самых популярных протестантских проповедников и проповедниц США. Принадлежа к Епископальной церкви, как и одиннадцать из сорока трёх американских президентов, она плоть от плоти и кровь от крови консервативного библейского пояса. Сама Эванс большую часть жизни относила себя к евангелическому движению, стремящемуся следовать христианским заповедям буквально, скрупулёзно.
Поэтому я со вздохом ожидала проповеди, до последнего мимикрирующей под не-проповедь. И пришлось крайне удивиться, чтоб не сказать «совсем обалдеть», столько было в тексте игровой, иронической составляющей.
«Проект», как грозно именовался план произведения, включал себя двенадцать женских христианских добродетелей, по одной на каждый месяц: в октябре смирение, в ноябре усердие, в декабре послушание, в январе доблесть, засим красота, скромность, чистота, чадородие, повиновение, справедливость, молчание и, наконец, благодать, второе имя самой писательницы. Кроме шуток, она Рэйчел Грейс. Исполнять, так исполнять до абсурда. В месяц смирения эта двадцатисемилетняя женщина с высшим образованием ежевечерне кается в грехах своих на крыше и изучает этикет. В холодный апрель чистоты соблюдает менструальное уединение в красной палатке. В мае чадородия воспитывает электронного младенца. В августе молчания воздерживается от всех публичных выступлений. Наиболее трудным выдался январь, когда трудовая доблесть потребовала учиться кройке и шитью... Общее впечатление театра абсурда не нарушается тем, что Эванс регулярно консультируется с представительницами других конфессий: амишской почтенной матроной, мормонской второй женой, католиками, даже соблюдающей иудейкой-супругой коэна. А если смысл предписания остаётся непонятным, Рэйчел Эванс с энтузиазмом изобретает новые ритуалы.
Я, честно говоря, побаивалась, не дадут ли писательнице за такую резвость по шапке какие-нибудь вышестоящие церковные власти. Ведь евангелическое движение славится своим консерватизмом. Чего стоит так называемое движение колчана, где колчан есть метафора семерых-десятерых и более детей-погодков? Рассказывает Хилари Макфарланд, ближайшая подруга Рэйчел:
Я - старшая «стрела» в «колчане» из одиннадцати человек. Не берусь судить обо всех, но вообще основной принцип такой жизни - безоглядная вера. Приверженцы принципа «колчана» доверяют Богу - и в том, что Он пошлет детей, и в том, что пошлет все необходимое для их пропитания. Это значит, что экономические заботы в семье играют второстепенную роль, а то и вовсе никакой не играют. Но, несмотря на пламенную веру, большинство таких семей довольно ограничены в средствах, и большинство отцов (или старших братьев и сестер) работают от рассвета до заката, чтобы всех прокормить, одеть, согреть и выучить.
«Зайки и лужайки» в штатовском варианте, описанные МакФарланд в её мемуарах Quivering Daughters - это жизнь без отопления, без кондиционера в сорокаградусную техасскую жару, без канализации с единственным биосортиром на четырнадцать человек, и с помывкой раз в две недели. Есть и положительные стороны: В большой семье всегда есть с кем посмеяться, с кем поплакать, с кем поделиться секретом, с кем подурачиться, с кем вспомнить прошлое. Эти отношения очень обогатили и украсили мою жизнь. Но быть старшей в большой семье очень тяжело: обслуживаешь младших одного за другим, а на твои потребности никто не обращает внимания. Вечное выгорание, и его ещё поддерживает духовное учение о том, что наши собственные нужды не важны, и каждый день мы должны умирать для себя.
Вот некоторые цитаты единоверок и единоверцев, собранные Эванс:
Нам нужны матери, не просто ориентированные на семью, но одержимые семьёй (Дороти Паттерсон, «Возвращение к библейской мужественности и женственности»)
Если верить Деби Перл, Библия гласит, что даже болезнь или физическая боль - не причина для женщины уклоняться от супружеского секса. «Не говорите мне о менопаузе, - пишет она в своей книге “Создана быть помощницей его”. - О менопаузе я знаю всё - и это просто отговорка. Не говорите, что вам неприятно или больно. Думаете, ваше тело какое-то особенное или с особенными потребностями? Знаете ли вы, кто сотворил вас? Помните ли: это тот самый Бог, что заповедал вам давать мужу секс без ограничений. Так что хватит искать себе оправдания!
Секретарь-мужчина у начальницы-женщины, или брак, в котором, как говорится, “штаны носит жена”, для обеих сторон более неестественны и сложны, чем обратная ситуация. Такова часть реальности творения, факт, который никто и ничто не может изменить. (Джемс И. Пэкер)
Ты не в совете директоров, где все голоса равны. У тебя нет власти вязать и решить... Начни думать и действовать так, словно муж - глава компании, а ты его секретарша. (всё та же Деби Перл и её бестселлер “Создана быть помощницей его”)
Попросту говоря, никакого христианского феминизма не существует. Либо мы принимаем библейскую модель... либо отвергаем её, сходим с рельс и летим с утеса вместе с прочими пассажирами вагона. (Стейси Макдональд, “Отчаянные домохозяйки в поисках Бога”)
Вот в такой реальности существуют наши современницы, образованные не хуже, а то и лучше своих «господ», работающие, зарабатывающие, сидящие за рулём, финансово ответственные. На запаривании мозгов этих женщин и их юных дочерей основана целая индустрия миссионерской пропаганды. К какому же выводу пришла Рэйчел Хелд Эванс в итоге, чем обобщила своё удивительное странствие по миру библейских добродетелей? С её точки зрения, чем меньше теоретизировать на тему христианской женственности и каких-то особых женских христианских качествах, тем честнее. Существуют женщины с конкретными потребностями и конкретные женские проблемы, которые и следует решать, чтобы не остаться у разбитого корыта.
Из года в год я наблюдаю в церквях жаркие споры: можно ли женщине-миссионерке поделиться своим опытом в церкви в воскресенье, можно ли учительнице в воскресной школе преподавать мальчикам старше десяти лет, стоит ли девушкам поступать в семинарию, можно ли женщинам собирать пожертвования, составлять церковные бюллетени, делать объявления… а тем временем тридцать тысяч детей ежедневно умирают от болезней, которые вполне можно было предотвратить. Если это не чемпионат мира по бегу на месте, то не знаю, как это ещё назвать.
Бывает так, что читаешь и думаешь: ух, подискутировать, ух, с каким бы я сейчас удовольствием... К сожалению, с Рэйчел Эванс, хотя она активно присутствовала в сети и вела блог, подискутировать уже не получится. В апреле прошлого года она испытала тяжёлую аллергическую реакцию на какое-то лекарство и была введена в искусственную кому, из которой не вышла. Остались вдовец и двое детей, пяти и двух лет. Рэйчел Хелд Эванс было всего тридцать семь лет.