Женщины-философы: Антуанетта Браун Блэкуэлл

Jun 03, 2020 09:08



Главу об Антуанетте Браун Блэкуэлл, первой священницы в США, для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Джульен Мерфи.

Антуанетта Браун Блэкуэлл (20 мая, 1825 - 5 ноября 1921) - американская философка, первая женщина, рукоположенная в священнический сан в США и публично проповедовавшая, суфражистка, поэтесса и романистка. Ее философские труды включают шесть книг. Самая объемная из них - "The Philosophy of Individuality" ("Философия индивидуальности", представляющая детально проработанную космологию разума и материи как дуальных аспектов Природы. Также Джульен Мерфи отмечает как заслуживающие внимания ее работы "The Physical Basis of Immortality" ("Физическая основа бессмертия"), в которой проводится параллель между неразрушимостью индивидуальности и неразрушимостью материи, и "The Sexes Throughout Nature" ("Полы в природе"), критика сексизма в теории эволюции.

Антуанетта Браун родилась в Генриетте, штат Нью-Йорк, и была седьмой из десяти детей Джозефа и Эбби Браунов. С самого детства она была глубоко религиозна и решила, что ее призвание - священство. Это было что-то немыслимое - не было никаких женщин-священниц и никакой возможности для женщин получить сан. Тем не менее, впоследствии ей удалось этого добиться.

Хотя в то время было более распространено раздельное обучение мальчиков и девочек, она училась в школе совместного обучения, выпустилась в 1838 году, а затем обучалась в Академии округа Монро вместе со своим братом. В 1846 году Антуанетта поступила в колледж Оберлин, где изучала курс по литературе. Это была программа специально для девушек, диплом, который они получали на выходе, был просто красивой бумажкой, степень им не давали. Она добилась того, чтобы ее допустили учиться на курс теологии в Оберлине, и закончила его в 1850 году, но священническую лицензию ей не дали и в сан не посвятили - колледж был либеральный, но не настолько...
Через несколько лет, в 1852 году, Антуанетта Браун нашла церковь, которая позволила ей пройти посвящение - это была Ортодоксальная конгрегационалистская церковь (одна из ветвей кальвинизма) в Батлере, штат Нью-Йорк. Так она стала первой женщиной, получившей сан в США.

Антуанетта также интересовалась политикой, во многом благодаря дружбе с суфражисткой Люси Стоун. Они были близкими подругами, но их взгляды сходились далеко не во всем. Стоун была куда более радикальна. Обе поддерживали избирательное право для женщин, аболиционизм и "Закон о собственности замужних женщин", хотя видной фигурой в суфражистском движении Антуанетта, в отличие от Люси, не была. Люси носила штаны, а Антуанетта считала, что платье - это не политический вопрос, хотя признавала, что длинные платья - это негигиенично. Антуанетта считала куда более важным делом возможность для женщин работать вне дома. Стоун вышла из конгрегационалистской церкви из-за того, что там не разрешалось женщинам публично проповедовать и не поддерживались идеи аболиционизма, так что Люси очень скептически относилась к религиозности Антуанетты и ее изучению такого замшелого предмета, как теология. Антуанетта же верила, что возможно примирить христианство и феминизм. На этой почве она также конфликтовала с Элизабет Кэди Стэнтон, которая тоже относилась к религии скептически. Люси Стоун и Антуанетта Браун в итоге вышли замуж за братьев, при этом Стоун стала первой американкой, которая сохранила собственную фамилию в браке, а Антуанетта взяла фамилию мужа - Блэкуэлл.
Брак Антуанетты Браун и Сэмюэля Блэкуэлла длился 45 лет, у них родилось семеро детей, из них двое умерли младенцами, а пятеро выжили, все девочки: Флоренс, Эдит, Грейс, Агнес и Этель.

Философские интересы Антуанетты Браун Блэкуэлл начали углубляться в 1850-е. Вскоре после своего посвящения она пережила серьезный кризис веры. Ее верования не вполне сочетались с принятыми в общине взглядами. Например, она не верила в то, что некрещеные младенцы могут подвергаться адским мукам, и проповедовала скорее милосердного, чем карающего Бога - это считалось скандальным. У нее случился нервный срыв, она бросила приход, уехала из города и взялась за философское чтение, с особым упором на метафизику.
Первая книга Антуанетты Браун Блэкуэлл - "Shadows of Our Social System" ("Тени нашей социальной системы"), 1856, состоит в основном из подборки ее газетных статей, написанных для New "York Tribune" о своей волонтерской работе в трущобах и тюрьмах Нью-Йорк-Сити - вот чем она занялась, пережив кризис.
Ее первая собственно философская работа - "Studies in General Science" ("Исследования в области общей науки") 1875 года, в ней она взялась за метафизику, которая станет ее излюбленной темой. Через год она опубликовала "Физическую основу бессмертия". "Философия индивидуальности" вышла в 1893 году. Писала и публиковалась Блэкуэлл до глубокой старости: в 1914 вышел сборник ее более ранних эссе "The Making of the Universe" ("Создание Вселенной"), а в 1915 - "The Social Side of Mind and Action" ("Социальный аспект разума и действия"; в обеих книгах она развивает свои метафизические представления.
Также Блэкуэлл продолжала проповедовать до глубокой старости, перейдя в другую конфессию - Унитарианскую Церковь. Последнюю свою проповедь она прочитала в 1915 году, в возрасте 90 лет. Она рукоположила еще двух священниц - Мэриан Мердок в 1885 и Флоренс Бак в 1893.
Колледж Оберлин спустя много лет официально присвоил ей степени, которые она должна была получить давным-давно - магистра искусств в 1878 и доктора теологии в 1908.

А еще Антуанетта Браун Блэкуэлл была, возможно, единственной суфражисткой первого поколения, дожившей до получения избирательного права и воспользовавшейся им. В 1920 году она, будучи уже совсем слепой и больной, проголосовала на президентских выборах.
Антуанетта Браун Блэкуэлл, прожив долгую и плодотворную жизнь, мирно умерла во сне в возрасте 97 лет.

Для философии Блэкуэлл характерно то, что она считала метафизику, с упором на природу Бытия, ключевой темой философской мысли. При том, Блэкуэлл считала, что именно интуитивное восприятие через прямое наблюдение, а не логическое раскладывание по полочкам, позволяет постигнуть философские истины. По ее мнению, наука, религия и философия когда-нибудь придут к единой картине мира, так как все мы наблюдаем одно и то же Бытие, стало быть, и истина - одна.
Ее восприятие Бога было близко к деизму. Бог по мнению Блэкуэлл - Разумный Архитектор, который создал сложный механизм Вселенной. Вселенная постоянно эволюционирует, однако ее взгляд на эволюцию был не таким, как у Дарвина и его последователей, скорее, Вселенная, по ее мнению, стремится к равновесию и гармонии.
Блэкуэлл верила, что сознание существует на всех уровнях, отличаясь лишь по степени; и растения, и животные имеют сознание.

Тема бессмертия очень интересовала Блэкуэлл, она даже посвятила ей отдельную книгу, пытаясь найти материальную основу бессмертия души. По ее предположению, если в природе существуют неразрушимые материальные сущности (на тот момент такой единицей считался атом), то могут существовать и неразрушимые психические сущности. Интересно, как эти идеи - о трех видах сознания и неразрушимости души - похожи на то, о чем говорила Макрина Младшая за полторы тысячи лет до Блэкуэлл.

Блэкуэлл не соглашалась с Декартом, который считал дух (разум) и тело двумя различными субстанциями; по ее мнению дух и тело - отдельные аспекты одной и той же реальности, и дух такая же часть природы, как материя.
Она описывала разум человека как "поток сознания", используя это выражение еще до того, как Уильям Джеймс и феноменологисты взяли его на вооружение.

Блэкуэлл критиковала сексизм Дарвина и Спенсера, которые пытались использовать научные аргументы, чтобы доказать, что мужчины умственно и физически превосходят женщин. Блэкуэлл, будучи феминисткой, считала, что оба пола, несмотря на различия, равны, и если мужчины в чем-то превосходят женщин, то и женщины превосходят мужчин в чем-то другом, и приводила конкретные примеры. Блэкуэлл, однако, признавала, что интеллектуальные возможности женщин несколько ограничены в тот период, когда они рожают детей, поскольку материнство отнимает не только физические, но и психические ресурсы. Но после окончания детородного возраста женщина может долго и успешно заниматься интеллектуальной деятельностью до глубокой старости - это она в итоге доказала и собственным примером.
Блэкуэлл отстаивала необходимость для женщин полноценного образования и участия в общественной жизни. А ведь в те времена многие продвигали идею, что умственные занятия женщинам вредны! Как она говорила, сама она училась с мальчиками и ни в чем им не уступала.

В заключение Мерфи пишет: "Метафизика Антуанетты Блэкуэлл, как и ее феминизм, отдавала предпочтение такому видению вселенной, в котором гармония, равновесие и сотрудничество преобладали над конкуренцией, борьбой и агрессией. Предназначение индивидуума для Блэкуэлл - стать благороднее, найти лучшие способы сотрудничества для общего блага, чтобы человечество переросло всяческие несправедливости, угнетение исчезло и вся жизнь была возвеличена."

---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

суфражистки, борьба за права женщин, религия, феминистка, США, феминизм, впечатления от чтения, Америка, 20 век, история женскими глазами, философия, 19 век, фемкритика

Previous post Next post
Up